По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Реорганизация ремонтной службы предприятия

А. Л. Еськов д-р экон. наук, проф., Донбасская государственная машиностроительная академия, Украина
Н. А. Беличенко Донбасская государственная машиностроительная академия, Украина

В условиях жесткой конкуренции современное промышленное предприятие должно обладать способностью быстрого реагирования на изменения внешней среды. Как показывает практика ряда ведущих предприятий, наиболее успешными являются предприятия, которые в своей деятельности обеспечивают постоянную адекватность внутренней организационной структуры и корпоративного управления требованиям внешней среды и изменчивости конъюнктуры рынка, реализуя системный подход к преобразованию организации и совершенствованию инструментов менеджмента.

Такой подход может быть обеспечен через внутренний экономический механизм, который включает:

– организационно-техническую систему или формирование вертикальных связей между подразделениями и административными центрами и горизонтальных связей между отдельными подразделениями;

– систему планирования деятельности подразделений;

– систему контроля и оценки деятельности подразделений;

– установление материальной ответственности подразделений;

– мотивационный механизм функционирования.

Современный период развития промышленного производства характеризуется высокой степенью обновления объектов производства. В связи с тем что производственный аппарат предприятий обновляется медленнее, чем изготавливаемая продукция, возникает острая проблема современного производства – проблема его адаптации к динамическому изменению продукции.

Не менее существенную роль при формировании экономического механизма играет величина предприятия. Если малому предприятию более присуще централизованное управление с прямым плановым регулированием его деятельности, то на больших предприятиях могут применяться договорные формы регулирования деятельности подразделений внутризаводской кооперации, а предметно-специализированные подразделения, являющиеся субъектами рынка, и вообще имеют широкую свободу поведения.

От типа производства зависит производственная структура предприятия и его подразделений, характер технологических процессов и их оснащенность, формы организации производства, труда и управления.

Зачастую, наряду с техническим перевооружением производства, расширением рынков сбыта продукции, совершенствованием организационной структуры управления, внедрением инжиниринга и реинжиниринга бизнес-процессов, организация, функции и методы управления вспомогательными службами завода остаются без изменений. Особенно разрыв чувствуется между уровнем оснащенности основного производства и ремонтного хозяйства. Смешанная структура ремонтного хозяйства не вписывается в дивизиональную структуру предприятия, где каждое производственное подразделение является центром ответственности. Ремонтно-механический цех имеет устаревшую базу, не способную произвести качественный ремонт современного оборудования, цеховые ремонтные базы вообще утратили свое значение, так как, находясь в линейном подчинении начальников производственных цехов, превратились в бригады по ремонту крыш, остеклению и уборке помещений, а также используются в экстренных случаях в основном производстве при срывах планов. С другой стороны, для основных цехов – центров затрат (или прибыли) службы механика стали дополнительной статьей затрат, что в конечном итоге снижает результаты хозяйственной деятельности цехов.

Для Цитирования:
А. Л. Еськов, Н. А. Беличенко, Реорганизация ремонтной службы предприятия. Электроцех. 2013;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: