В настоящее время в стране появились рыночные отношения в вопросах недропользования: введены платежи на воспроизводство минерально-сырьевой базы, платежи за различные загрязнения окружающей среды и т. д. Однако недостатки в теоретических и методологических подходах к рыночным отношениям и недостаточный учет исторически сложившихся рентных отношений в недропользовании порождают необъективность стоимостных измерителей этих платежей, их распределения и, как следствие, не стимулируют создание и внедрение ресурсосберегающих технологий. Между тем в экономической теории давно определены исторически сложившиеся подходы к товарно-денежным отношениям в сфере недропользования — рентные отношения.
Природные ресурсы являются материальными активами и их причисление к нематериальным необъективно отражает роль природных ресурсов в воспроизводственном процессе, а так как владельцем большинства природных ресурсов у нас выступает государство, то оно должно получать (как владелец этого фактора) платежи в виде ренты. Рента существует на практике, но потребляется в основном субъектами-продавцами, которые образуют довольно длинную цепочку от добычи до реализации.
При рассмотрении проблем природной ренты главное внимание принято уделять ее сельскохозяйственной разновидности. Немало исследований посвящено рентным отношениям в добывающей промышленности и лесном хозяйстве. Вместе с тем крайне мало внимания уделяется более обобщенным подходам, рассмотрению рентных отношений, возникающих по поводу природных и экологических ресурсов в целом.
Учитывая тесную взаимосвязь и взаимообусловленность процессов добычи полезных ископаемых и качества экологических ресурсов, целесообразно ввести понятие «горно-экологическая рента» и разработать методологический подход к ее определению. В понятиях и способах исчисления абсолютной, относительной и дифференциальной ренты существует объективная возможность комплексного подхода к эколого-экономической оценке минерально-сырьевых ресурсов.