Таблица
По оценкам региональных агропромышленных формирований АПК и результатам исследований ФГБНУ ФНАЦ ВИМ, до 2022 г. будет выведено из эксплуатации 80 ≈ 85 тыс. тракторов, 20 ≈ 25 тыс. зерно уборочных комбайнов и 2,0 ≈ 2,5 тыс. кормоуборочных комбайнов [1–3].
Прогнозные объемы вторичных ресурсов утилизируемой сельскохозяйственной техники (СХТ) за этот период представлены в таблице.
Объемы деталей утилизируемой СХТ, которые могут быть восстановлены ориентировочно от общего количества деталей машин, составляют 30 ≈ 35 %, а общая стоимость годных и восстановленных деталей за этот период составит ≈ 70 млрд руб. [1, 2].
Такой большой потенциал вторичных ресурсов утилизируемой СХТ требует проведения значительных работ в инженерном блоке АПК.
На рисунке 1 представлена структура жизненного цикла сельскохозяйственной техники, включая утилизацию, где отражены основные технические и экономические воздействия на нее в течение всего периода эксплуатации. Важным моментом в представленной структуре является обоснование возможности проведения утилизационных мероприятий с выбывшей из эксплуатации техники на специализированных предприятиях АПК, включая и ремонтно-технические (РТП), имеющие в своем составе цеха (участки) по восстановлению деталей утилизированной СХТ [4, 5].
Реализацию реновационного производства целесообразно основать непосредственно на специализированных ремонтно-обслуживающих предприятиях, где организован цех (участок) по утилизации сельскохозяйственной техники. Данную работу экономически целесообразно проводить непосредственно на заводах-изготовителях, так как она базируется на существующих методах и способах промышленного производства и потребует минимальных затрат. При этом технологические процессы обработки изделий почти одинаковы для восстанавливаемых деталей и новых, изготовляемых из первичных ресурсов. Отличие состоит в режимах обработки, в десятки раз меньших объемах технологических работ и в 15–20 раз меньшей материало- и энергоемкости. Проведенные в ФГБНУ ФНАЦ ВИМ исследования в 2015–2018 гг. в различных агропромышленных формированиях России показали, что из общего объема деталей утилизированной СХТ 27–30 % могут быть восстановлены и использованы в дальнейшем на ремонтно-технологические нужды [1].