По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 631.3:656.567.1

Реновация деталей утилизируемой сельскохозяйственной техники

Герасимов В. С. зав. лабораторией, ФГБНУ ФНАЦ ВИМ, e-mail: rosagroserv@list.ru
Игнатов В. И. д-р техн. наук, гл. специалист, ФГБНУ ФНАЦ ВИМ, e-mail: ignatoww@inbox.ru,
Буряков С. А. ст. науч. сотр., ФГБНУ ФНАЦ ВИМ, e-mail: rosagroserv@list.ru

В работе представлены организационные, технические и экономические решения по возможности использования деталей утилизируемой техники после проведения реновационных мероприятий для ремонтно-эксплуатационных нужд.

Литература:

1. Соловьев С. А., Федоренко В. Ф., Игнатов В. И., Герасимов B. C., Макуев В. А., Голубев И. Г. Утилизация сельскохозяйственной техники проблемы и решения: науч. издание. — М., ФГБНУ «Росинформагротех», 2015. — 172 с.

2. Черноиванов В. И., Герасимов В. С., Соловьев Р. Ю. и др. Утилизация в системе обновления сельскохозяйственной техники в АПК. — Росинформагротех, 2014. — 124 с.

3. Трофименко Ю. В., Воронцов Ю. М., Трофименко К. Ю. Утилизация автомобилей. — М.: АКПРЕСС, 2011. — 332 с.

4. Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «Об отходах производства и потребления» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2018).

5. Рециклинг ресурсов — первый шаг к экологическому социализму / Под ред. Г. И. Цуцкаревой // Будущая Россия. — М.: ЛЕНАНД, 2018. — № 27. — 432 с.

6. Положение о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта. Р 3112199 — 0240 — 84. Министерство автомобильного транспорта РСФСР. — М.: Транспорт, 1986.

7. Игнатов В. И. Организация необезличенного капитального ремонта лесозаготовительных машин. — М.: МГУЛ, 1988. — 55 с.

По оценкам региональных агропромышленных формирований АПК и результатам исследований ФГБНУ ФНАЦ ВИМ, до 2022 г. будет выведено из эксплуатации 80≈85 тыс. тракторов, 20≈25 тыс. зерноуборочных комбайнов и 2≈2,5 тыс. кормоуборочных комбайнов [1–3].

Прогнозные объемы вторичных ресурсов утилизируемой сельскохозяйственной техники (СХТ) за этот период представлены в таблице 1.

Объемы деталей утилизируемой СХТ, которые могут быть восстановлены ориентировочно от общего количества деталей машин, составляют 30≈35 %, а общая стоимость годных и восстановленных деталей за этот период составит ≈ 70 млрд руб. [1, 2].

Такой большой потенциал вторичных ресурсов утилизируемой СХТ требует проведения значительных работ в инженерном блоке АПК.

На рисунке 1 представлена структура жизненного цикла сельскохозяйственной техники, включая утилизацию, где отражены основные технические и экономические воздействия на нее в течение всего периода эксплуатации. Важным моментом в представленной структуре является обоснование возможности проведения утилизационных мероприятий с выбывшей из эксплуатации техники на специализированных предприятиях АПК, включая и ремонтно-технические (РТП), имеющие в своем составе цеха (участки) по восстановлению деталей утилизированной СХТ [4, 5].

Реализацию реновационного производства целесообразно организовывать непосредственно на специализированных ремонтно-обслуживающих предприятиях, где организован цех (участок) по утилизации сельскохозяйственной техники. Данную работу экономически целесообразно проводить непосредственно на заводах-изготовителях, так как она базируется на существующих методах и способах промышленного производства и потребует минимальных затрат. При этом технологические процессы обработки изделий почти одинаковы для восстанавливаемых деталей и новых, изготовляемых из первичных ресурсов. Отличие состоит в режимах обработки, в десятки раз меньших объемах технологических работ и в 15–20 раз меньшей материало- и энергоемкости. Проведенные в ФГБНУ ФНАЦ ВИМ исследования в 2015–2018 гг. в различных агропромышленных формированиях России показали, что из общего объема деталей утилизированной СХТ 27–30 % могут быть восстановлены и использованы в дальнейшем на ремонтно-технологические нужды [1].

Для Цитирования:
Герасимов В. С., Игнатов В. И., Буряков С. А., Реновация деталей утилизируемой сельскохозяйственной техники. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2019;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: