В последние десятилетия ислам как наиболее молодая и привлекательная для широких кругов населения религия весьма активно распространяется по планете и заполняет собой вакуум идеологии и веры в умах молодежи. Некоторые политологи называют это явление ренессансом ислама. Одновременно отмечается радикализация мусульманских течений и общин, которая провоцирует религиозные войны под лозунгами джихада (борьбы с неверными) и обостряет отношения между самими мусульманами. Этим обстоятельством воспользовались правители ряда государств и оппозиция, чтобы сделать радикальные исламистские группировки своим оружием и инструментом в борьбе за власть, территории и ресурсы. Произошла как бы политизация ислама и превращение его в идеологию.
Широкую известность в Африке, Азии и на Ближнем Востоке получили международные террористические группировки «Боко харам» (Нигерия), «Аш-Шабаб» (Сомали), «Исламское государство» (Сирия, Ирак), «Джабга ан-Нусра» (Сирия)1 , Движение Талибан (Афганистан, Пакистан) и десятки других.
В последние годы отмечается обострение отношений и внутри мусульманского мира между двумя основными течениями ислама: суннизмом и шиизмом2 . Антагонизм между суннитами и шиитами возник еще в период зарождения ислама в VII в. н. э., длительные кровопролитные войны между ними завершились в пользу суннитского большинства. Шииты и приверженцы более мелких, родственных им ветвей ислама составляют сегодня лишь около 15 % от общего числа мусульман, соответственно, остальные 85 % мусульман — сунниты. Только в Иране, Ираке и Бахрейне большинство мусульман исповедуют шиизм, а в остальных государствах региона шииты оказались на положении конфессиональных меньшинств [1].
Казалось бы, религиозные войны должны были бы остаться в тех далеких средних веках прошлого тысячелетия и все споры между мусульманами могли бы сегодня разрешаться в рамках диспутов богословов и в историческом контексте. Однако долгие годы тлевшая застарелая вражда и взаимная неприязнь между представителями основных мусульманских течений с конца XIX в. вновь приобрела открытый и все более ожесточенный характер. Этому явлению способствовали как объективные, так и субъективные факторы. Естественным стало стремление шиитов добиваться равенства со своими суннитскими собратьями, которые долгое время повсеместно доминировали во власти и бизнесе. Известный российский ученый-востоковед Георгий Мирский даже допускал, что «XXI столетие войдет в историю ислама как век шиитов» [2].