Внешний осмотр, прослушивание, оценка срока службы машины и квалификации оператора могут дать первую характеристику дизеля, вторую даст эмоциональная оценка оператором мощности и расхода ТСМ. За этим можно начать собственный контроль с оценки моторного масла. Его проверяют на цвет, прозрачность, расслоение, взвеси:
● свежее масло прозрачно, синезеленого или светло-коричневого цвета, а долго работавшее — коричневого, серого или черного. Последний не является бракованным, он свидетельствует о моющих свойствах и является следствием насыщения масла отмытыми загрязнениями и частицами сажи неполного сгорания топлива. Если масло белесое, мутное, оно обводнено и полностью испорчено. Чрезмерно вязкое масло, оставляющее на фильтровальной бумаге густое черное пятно с отблеском или не расплывающуюся каплю, — брак, если оно расслаивается, когда верх обманчиво прозрачен и золотист, а низ мутен, содержит взвеси, осадок, шлам, то масло — брак;
● металлические частицы, извлекамые сильным магнитом, блестки металла в срезе осадка в реактивной масляной центрифуге, на поверхностях бумажных маслофильтров, на дне картеров;
● абразивные механические примеси. При истирании масла с абразивными частицами между стеклянными пластинками или из закаленной стали слышен скрип, а на пластинах образуются риски;
● вязкость. О ней можно судить по скорости стекания с масломерного щупа, истиранию масла пальцами, но это выявляет только очень разжиженное масло. Для достоверности используйте стеклянную трубку с шариком из подшипника. Разница между внутренним диаметром трубки и шарика может быть 0,5–2,0 мм. Вязкость оценивают сравнением времени падения шарика в эталонном и проверяемом масле;
● обводненность определяют по паровыделению и каплепадению из сапуна, запотеванию его крышки, крышки маслозаливной горловины, внутренности крышки головки цилиндров. Если нанести каплю масла на запястье руки в теплом помещении, то по вытеканию микроструек по бороздкам кожи выявляют воду. В стационаре возможно капнуть каплю масла на разогретую электроплитку с закрытой спиралью, или поджечь промасленный фитиль, или опустить нагретое жало паяльника в масло. При контакте с электроплиткой, нагретым жалом паяльника вода в масле закипает, пламя горящего обводненного масла потрескивает;