По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Ремонт ДВС на основании качественных признаков технического состояния

А. В. Дунаев канд. техн. наук, ФГБНУ ФНАЦ ВИМ
М. Н. Костомахин канд. техн. наук, ФГБНУ ФНАЦ ВИМ

В связи со значительным ослаблением службы технической эксплуатации МТП (старение оборудования, уход квалифицированных кадров), удорожанием запчастей и ТСМ все большее значение приобретает возрастание работ по обслуживанию техники и контролю ее состояния органолептическими методами самими владельцами машин. Здесь вековая практика накопила богатый опыт. Поэтому начинающие диагносты пользовались всеми доступными приборами, а опытные — обходились минимумом. В статье приведен опыт по выявлению неисправностей дизелей, предотвращению их интенсивного изнашивания и отказов.

Литература:

1. Катаев Ю. В., Загоруйко М. Г., Тишанинов И. А., Градов Е. А. Прогнозирование отказов в двигателях сельскохозяйственной техники с применением цифровых технологий // Аграрный научный журнал. — 2022. — №2. — С. 79–82.

2. Градов Е. А. Бесконтактная диагностика определения технического состояния двигателей внутреннего сгорания энергонасыщенной сельскохозяйственной техники // Технический сервис машин. — 2023. — Т. 61. — №2 (151). — С. 32–39.

3. Катаев Ю. В., Градов Е. А. Системы профилактического технического обслуживания сельскохозяйственной техники // Наука и образование: опыт, проблемы, перспективы развития: Материалы межд. науч.практ. конф. — Красноярск, 2021. — С. 133–136.

4. Измайлов А. Ю., Калинкин Г. А., Крюков М. Л., Шилова Е. П., Васильев А. Ю., Курбанов Р. К. Перспективные технологии транспортного обеспечения в сельском хозяйстве // Сельскохозяйственные машины и технологии. — 2010. — №3. — С. 39–43.

5. Никифорова Е. С., Курбанов Р. К. Использование имитационного моделирования в разработке систем поддержки принятия решений на предприятиях АПК // Сборник научных докладов ВИМ. — 2008. — Т. 2. — С. 208–216.

6. Курбанов Р. К. Алгоритм оценки эффективности уборочно-транспортного комплекса // Тракторы и сельхозмашины. — 2011. — №9. — С. 54–55.

Внешний осмотр, прослушивание, оценка срока службы машины и квалификации оператора могут дать первую характеристику дизеля, вторую даст эмоциональная оценка оператором мощности и расхода ТСМ. За этим можно начать собственный контроль с оценки моторного масла. Его проверяют на цвет, прозрачность, расслоение, взвеси:

● свежее масло прозрачно, синезеленого или светло-коричневого цвета, а долго работавшее — коричневого, серого или черного. Последний не является бракованным, он свидетельствует о моющих свойствах и является следствием насыщения масла отмытыми загрязнениями и частицами сажи неполного сгорания топлива. Если масло белесое, мутное, оно обводнено и полностью испорчено. Чрезмерно вязкое масло, оставляющее на фильтровальной бумаге густое черное пятно с отблеском или не расплывающуюся каплю, — брак, если оно расслаивается, когда верх обманчиво прозрачен и золотист, а низ мутен, содержит взвеси, осадок, шлам, то масло — брак;

● металлические частицы, извлекамые сильным магнитом, блестки металла в срезе осадка в реактивной масляной центрифуге, на поверхностях бумажных маслофильтров, на дне картеров;

● абразивные механические примеси. При истирании масла с абразивными частицами между стеклянными пластинками или из закаленной стали слышен скрип, а на пластинах образуются риски;

● вязкость. О ней можно судить по скорости стекания с масломерного щупа, истиранию масла пальцами, но это выявляет только очень разжиженное масло. Для достоверности используйте стеклянную трубку с шариком из подшипника. Разница между внутренним диаметром трубки и шарика может быть 0,5–2,0 мм. Вязкость оценивают сравнением времени падения шарика в эталонном и проверяемом масле;

● обводненность определяют по паровыделению и каплепадению из сапуна, запотеванию его крышки, крышки маслозаливной горловины, внутренности крышки головки цилиндров. Если нанести каплю масла на запястье руки в теплом помещении, то по вытеканию микроструек по бороздкам кожи выявляют воду. В стационаре возможно капнуть каплю масла на разогретую электроплитку с закрытой спиралью, или поджечь промасленный фитиль, или опустить нагретое жало паяльника в масло. При контакте с электроплиткой, нагретым жалом паяльника вода в масле закипает, пламя горящего обводненного масла потрескивает;

Для Цитирования:
А. В. Дунаев, М. Н. Костомахин, Ремонт ДВС на основании качественных признаков технического состояния. Грузовое и пассажирское автохозяйство. 2024;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: