По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 32.019.5

Религия как фактор развития глобализационных тенденций. Научно-методические материалы по направлению «Международные отношения»

Белякова Елена Вячеславовна выпускница кафедры философии, культурологии и политологии АНО ВО «Московский гуманитарный университет», направление «Культурология», 129366, Россия, Москва, Ракетный бульвар, д. 13, к. 2, к. 46, e-mail: lena.belyakova@gmail.com

В статье рассматриваются аспекты взаимного влияния религиозных институтов и процесса глобализации. Ставятся вопросы о сопротивлении и адаптации религиозного мышления и институтов процессам глобализации, а также о секуляризации общества и возможных последствиях их развития.

Литература:

1. Бьюкенен П. Дж. Смерть Запада. М., 2003. — 444 с.

2. Галкин А. Диалог цивилизаций — веление времени // Россия и мусульманский мир. — 2007. — № 4 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://cyberleninka. ru/article/n/dialog-tsivilizatsiy-velenie-vremeni (дата обращения: 29.02.2020).

3. Гирц К. Путь и случай: жизнь в науке [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://magazines.russ.ru/nlo/2004/70/gi3.html

4. Глебов Г.И., Милаева О.В. Современные международные отношения. Учеб. пособие. — Пенза: Изд. Пенз. гос. ун-та, 2010. — 98 с.

5. Дубин Б. Векторы и уровни коллективной идентификации в сегодняшней России // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. — 2009. — № 2 (100). — С. 55–64.

6. Инглхарт Р. Постмодерн: меняющиеся ценности и изменяющиеся общества // Полис. — 1997. — № 4 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www. polisportal.ru/files/File/puvlication/Starie_publikacii_Polisa/I/1997-4-2Ingleheart_ Postmodern.pdf (дата обращения 25.02.2020).

7. Лункин Р. Клерикализация как вызов госбезопасности? [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.portal-credo.ru/site/print. php?act=fresh&id=954 (дата обращения 25.02.2020).

8. Мещеряков Д.А. Глобализация в религиозной сфере общественного бытия: Автореф. дис. канд. филос. наук. Омск, 2007.

9. Мчедлов М.П. Общие вопросы религиозной идентичности. К постановке проблемы, условия её объективного анализа // Религия в самосознании народа (религиозный фактор в идентификационных процессах) / отв. ред. М. П. Мчедлов. — М.: Ин-т социологии РАН, 2008. — С. 13–33.

10. Религиозность в России в 90-е годы / Старые церкви, новые верующие: религия в массовом сознании постсоветской России / под ред. проф. К. Каариайнена и проф. Д. Е. Фурмана. Глава 1. — СПб.; М.: Летний сад, 2000. — 248 с.

11. Религия и идентичность в России / сост. и отв. ред. М. Л. Степанянц. М.: Восточная литература, 2003. — 279 с.

12. Хангтингтон С. Столкновение цивилизаций и изменение мирового порядка (отрывки из книги) // Pro et contra. — 1997. — Т. 2. — № 2. — С. 114–154.

13. Хабермас Ю. Ратцингер Й. (Бенедикт XVI) Диалектика секуляризации. О разуме и религии. — М.: Изд-во Библейско-Богословского института, 2006. — 112 с.

Интеграция — одна из основных социальных функций религии. Еще О. Конт и Г. Спенсер видели в религии средство для объединения общества в массу верующих людей, сплоченных чувством сопричастности, чей образ жизни, социальные и нравственные устои были унифицированы [4]. Несмотря на поднятие всеобщего образовательного уровня, который ослабляет мистическое мировосприятие, партиципация не только не перестала существовать, но и расширяет свое влияние на молодые поколения, которые начинают существовать как в рамках мировых религий, так и вливаются в коллективы религий нью эйдж [10]. Благодаря глобализации религии хоть и теряют сторонников в ближайшем окружении, но обретают новых последователей в самых разных частях света [8]. Какова же роль религии в процессах глобализации и можно ли рассматривать религию в качестве источника формирования функций катализатора глобальных процессов?

Для начала выделим три вида реакции традиционных религий и культур на глобализацию: сопротивление, адаптация, секуляризация [13]. В настоящий момент мир разделен на регионы, на территории которых основное положение занимает та или иная религия. И даже внутри отдельных территорий и государств есть разделения на этносы и нации, которые традиционно являются последователями той или иной религии и, стремясь сохранить свою идентичность [5], в меру своих сил сопротивляются глобализации, считая её угрозой своему существованию. Последствия этого сопротивления часто весьма печальны: развивается фундаментализм, который хоть и способствует распространению религии за пределы традиционных территорий, но и ведет к конфликтам при встречах на этих новых территориях с иноверцами. Немаловажно, что религиозный фундаментализм только внешне борется с глобализмом или нововведениями в каноне. На самом же деле фундаменталисты манипулируют преданными адептами, внушая им правильность террористических действий, актов, направленных по преимуществу на достижение политических или экономических результатов, выгодных самим провокаторам. К сожалению, подобные акты повсеместно сопутствуют глобализации. Важно понимать, что глобализация выступает как механизм не только нивелирования культурных и национальных различий, но и установления общемирового взаимодействия и взаимопонимания, слаженности действий на пути к преодолению всевозможных действующих и надвигающихся кризисов, касающихся всего населения Земли.

Для Цитирования:
Белякова Елена Вячеславовна, Религия как фактор развития глобализационных тенденций. Научно-методические материалы по направлению «Международные отношения». Ученый совет. 2020;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: