По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 327 DOI:10.33920/nik-02-2204-01

Религия и Великий шелковый путь: средство коммуникации, контуры взаимодействия, торговля*

Досжанова Акмарал Ивановна старший преподаватель Казахского университета международных отношений и мировых языков им. Абылай хана, 050022, Республика Казахстан, г. Алматы, ул. Муратбаева, д. 200, эл. адрес: akmaral.doszhanova@mail.ru

В статье рассматриваются исторические аспекты функционирования Великого шелкового пути с точки зрения становления мировых религий. Сама религиозная тематика довольно сложна для объективного научного исследования, однако без соответствующих знаний религия сегодня воспринимается как фактор фундаментализма, несущий в себе потенциальную опасность. Эта точка зрения сегодня доминирует в массовом сознании и усложняет тему межконфессиональных отношений, в то время как в период функционирования Великого шелкового пути религия играла основополагающую роль и зачастую служила мостом между различными культурами. Сложившаяся конфигурация на всей протяженности торговой трассы функционирования Великого шелкового пути — Китай — Центральная Азия — Восточное Средиземноморье — продолжала работать по схеме, где религия диктовала свои правила политике, политика — экономике, а экономика в свою очередь подкрепляла или ослабляла религию. Этот замкнутый цикл оставался устойчивым до и после эпохи Крестовых походов и монгольских завоеваний.

Литература:

1. Абусеитова М.Х. История Великого Шелкового пути в письменных источниках, архивных документах, картах // Новые источники и архивные материалы по истории Великого Шелкового пути / Под. ред. член-корр. НАН РК Абусеитовой М.Х. — Алматы: Асыл Кітап, 2016. — 128 c.

2. Абусеитова М.Х. Новые архвные материалы по истории религии в Центральной Азии // Религии Казахстана и Центральной Азии на Великом Шелковом пути. Сборник материалов международной научно-практической конференции. — Алматы, 2017. — С. 64–71.

3. Абусеитова М.Х. Written Sources and Artifacts on the History of Islam in Kazakhstan and Central Asia // Материалы международной конференции «Центральная Азия — Арабский мир: взаимосвязь истории и культур». — Алматы, 2017. — 265 с.

4. Базылхан Н. «Тенгрианство» — традиционная мировоззренческая система конно-кочевых цивилизаций и прозелитизм разных религий на Шелковом пути: духовно-культурные контакты // Духовное наследие и взаимовлияние культур на Великом Шелковом пути. Сборник статей / под ред. М.Х. Абусеитовой. — Алматы, 2017. — С. 29–36.

5. Дуйсен Г.М. Сакральный туризм на казахстанском маршруте Шелкового пути // Духовное наследие и взаимовлияние культур на Великом Шелковом пути. Сборник статей / под ред. М.Х. Абусеитовой. — Алматы, 2017. — C. 65–73.

6. Ерекешева Л.Г. Исторический дискурс и специфика интерпретации: российские картографические материалы XVIII века // Духовное наследие и взаимовлияние культур на Великом Шелковом пути. Сборник статей / под ред. М.Х. Абусеитовой. — Алматы, 2017. — C. 37–46.

7. Каххаров А. Тайны древнего Шелкового пути Восточного Туркестана. — М., 2017. — 400 с.

8. Франкопан П. Шелковый путь: дорога тканей, рабов, идей и религий. — М.: Эксмо, 2019. — С. 864.

1. Abuseitova M.KH. Istoriya Velikogo Shelkovogo puti v pis'mennykh istochnikakh, arkhivnykh dokumentakh, kartakh // Novyye istochniki i arkhivnyye materialy po istorii Velikogo Shelkovogo puti / Pod. red. chlen-korr. NAN RK Abuseitovoy M.KH. — Almaty: Asyl Kítap, 2016. — 128 c.

2. Abuseitova M.KH. Novyye arkhvnyye materialy po istorii religii v Tsentral'noy Azii // Religii Kazakhstana i Tsentral'noy Azii na Velikom Shelkovom puti. Sbornik materialov mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. — Almaty, 2017. — S. 64–71.

3. Abuseitova M.KH. Written Sources and Artifacts on the History of Islam in Kazakhstan and Central Asia // Materialy mezhdunarodnoy konferentsii «Tsentral'naya Aziya — Arabskiy mir: vzaimosvyaz' istorii i kul'tur». — Almaty, 2017. — 265 s.

4. Bazylkhan N. «Tengrianstvo» — traditsionnaya mirovozzrencheskaya sistema konno-kochevykh tsivilizatsiy i prozelitizm raznykh religiy na Shelkovom puti: dukhovno-kul'turnyye kontakty // Dukhovnoye naslediye i vzaimovliyaniye kul'tur na Velikom Shelkovom puti. Sbornik statey / pod red. M.KH. Abuseitovoy. — Almaty, 2017. — S. 29–36.

5. Duysen G.M. Sakral'nyy turizm na kazakhstanskom marshrute Shelkovogo puti // Dukhovnoye naslediye i vzaimovliyaniye kul'tur na Velikom Shelkovom puti. Sbornik statey / pod red. M.KH. Abuseitovoy. — Almaty, 2017. — C. 65–73.

6. Yerekesheva L.G. Istoricheskiy diskurs i spetsifika interpretatsii: rossiyskiye kartograficheskiye materialy XVIII veka // Dukhovnoye naslediye i vzaimovliyaniye kul'tur na Velikom Shelkovom puti. Sbornik statey / pod red. M.KH. Abuseitovoy. — Almaty, 2017. — C. 37–46.

7. Kakhkharov A. Tayny drevnego Shelkovogo puti Vostochnogo Turkestana. — M., 2017. — 400 s.

8. Frankopan P. Shelkovyy put': doroga tkaney, rabov, idey i religiy. — M.: Eksmo, 2019. — S. 864.

* Статья подготовлена в рамках XVII Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века. Ответы на глобальные вызовы» (Москва, 25–27 ноября 2021 г.)

Сегодня тема религии и межрелигиозных отношений зачастую освещается в средствах масс-медиа в контексте каких-либо трагических событий. Чаще всего религия так или иначе становится параллельной частью нашей обыденной жизни, так как все чудотворное и неопознанное в нашу эру науки считается отклонением, аномалией. Секулярное сознание сталкивается с религиозной догматикой и канонами, что приводит к возникновению конфликтных ситуаций и порождает в обществе определенную нетерпимость. Все это приводит к тому, что в СМИ религия часто упоминается как некое «яблоко раздора», и формирует образ верующего человека как не цивилизованного. Однако так было не всегда, и религия зачастую имела огромный потенциал миротворчества и созидания. Именно религиозными предпочтениями и верой объясняется фундаментальное строительство образцов архитектурных шедевров, будь то египетские пирамиды или собор Святой Софии. История дает яркое представление, что и начало уникального феномена мировой истории, Великого шелкового пути — как единого целого, лежит не в плоскости только экономических интересов, но, в определенной степени, и в религии.

Как принято считать, начало формирования уникального объекта, Великого шелкового пути, в мировой истории связано с налаживанием торговли редкими и экзотическими предметами быта и роскоши. По сути, двигателем к формированию единой трансконтинентальной транспортной торговой артерии считают именно покупку и сбыт редких товаров, вслед за которыми идет обмен идеями и культурами. Данное устоявшееся предположение уже давно воспринимается как аксиома, не требующая доказательств. Тем не менее, новые археологические материалы и письменные источники, в том числе введенные недавно в научный оборот, показывают, что ситуация не столь однозначна [Абусеитова, 2016]. Прежде всего, стоит обратить внимание на тот факт, что понимание религии и верований в прежнее время, особенно в эпоху Средневековья, кардинальным образом отличалось от современного нам, в том числе на бытовом и политическом уровне. Одним из примеров может являться факт упоминания религий на международном уровне при заключении мира и/или перемирия. Кроме того, религия играла настолько большую роль в общественной и повседневной жизни, что подчас и составляла сам смысл повседневных обрядов и общественных работ. Примеров в мировой истории этому утверждению достаточно много — начиная от строительства египетских пирамид и включая грандиозные стелы Будды в горах Афганистана. Все эти события отражали некую модель мировоззрения древних людей и служат обоснованием тезиса влияния религии на все сферы их жизни.

Для Цитирования:
Досжанова Акмарал Ивановна, Религия и Великий шелковый путь: средство коммуникации, контуры взаимодействия, торговля*. Ученый совет. 2022;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: