* Статья подготовлена в рамках XVII Международной научной конференции «Высшее образование для XXI века. Ответы на глобальные вызовы» (Москва, 25–27 ноября 2021 г.)
Сегодня тема религии и межрелигиозных отношений зачастую освещается в средствах масс-медиа в контексте каких-либо трагических событий. Чаще всего религия так или иначе становится параллельной частью нашей обыденной жизни, так как все чудотворное и неопознанное в нашу эру науки считается отклонением, аномалией. Секулярное сознание сталкивается с религиозной догматикой и канонами, что приводит к возникновению конфликтных ситуаций и порождает в обществе определенную нетерпимость. Все это приводит к тому, что в СМИ религия часто упоминается как некое «яблоко раздора», и формирует образ верующего человека как не цивилизованного. Однако так было не всегда, и религия зачастую имела огромный потенциал миротворчества и созидания. Именно религиозными предпочтениями и верой объясняется фундаментальное строительство образцов архитектурных шедевров, будь то египетские пирамиды или собор Святой Софии. История дает яркое представление, что и начало уникального феномена мировой истории, Великого шелкового пути — как единого целого, лежит не в плоскости только экономических интересов, но, в определенной степени, и в религии.
Как принято считать, начало формирования уникального объекта, Великого шелкового пути, в мировой истории связано с налаживанием торговли редкими и экзотическими предметами быта и роскоши. По сути, двигателем к формированию единой трансконтинентальной транспортной торговой артерии считают именно покупку и сбыт редких товаров, вслед за которыми идет обмен идеями и культурами. Данное устоявшееся предположение уже давно воспринимается как аксиома, не требующая доказательств. Тем не менее, новые археологические материалы и письменные источники, в том числе введенные недавно в научный оборот, показывают, что ситуация не столь однозначна [Абусеитова, 2016]. Прежде всего, стоит обратить внимание на тот факт, что понимание религии и верований в прежнее время, особенно в эпоху Средневековья, кардинальным образом отличалось от современного нам, в том числе на бытовом и политическом уровне. Одним из примеров может являться факт упоминания религий на международном уровне при заключении мира и/или перемирия. Кроме того, религия играла настолько большую роль в общественной и повседневной жизни, что подчас и составляла сам смысл повседневных обрядов и общественных работ. Примеров в мировой истории этому утверждению достаточно много — начиная от строительства египетских пирамид и включая грандиозные стелы Будды в горах Афганистана. Все эти события отражали некую модель мировоззрения древних людей и служат обоснованием тезиса влияния религии на все сферы их жизни.