По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 82.161.1 DOI:10.33920/nik-01-2507-01

Религиозный контекст в манифестах киноков «Мы» и «Киноки. Переворот»

Пронин Александр Алексеевич Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, Республика Казахстан, 010008, г. Астана, ул. Сатпаева, д. 2, E-mail: prozin1959@gmail.com, ORCID: 0000-000-8606-2867
Круглов Роман Геннадьевич АНО ВО «Русская христианская гуманитарная академия имени Ф.М. Достоевского», Россия, 191023, г. Санкт-Петербург, наб. р. Фонтанки, д. 15, E-mail: rokrugl@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-7325-0508

В статье рассматривается проблема самоидентификации Дзиги Вертова как художника авангарда, анализируемая в аспекте религиозности его программных публицистических текстов. На материале манифестов киноков «Мы» и «Киноки. Переворот», а также некоторых поэтических произведений Вертова выявляется характерное для авангардистов стремление представить мир в категориях и образах христианства, определяется вертовская революционная интерпретация таких понятий, как «Эдем», «Богоявление», «всевидящее око», «Святая Троица» и др. В результате анализа текстов формулируются выводы о радикальных отличиях теократической космогонии Вертова от библейско-евангельской, а также прослеживается эволюция взаимоотношений художника и «коммунистической религии».

Литература:

1. Бердяев Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. — М.: Наука, 1990.

2. Вайскопф М. Во весь логос: религия Маяковского. — М.: Иерусалим, 1997.

3. Вертов Д. Из наследия. Т. 2. — М.: Эйзенштейн-центр, 2010.

4. Вертов Д. Статьи, дневники, замыслы. — М.: Искусство, 1966.

5. Дружкова Д. Читая Вертова / Дзига Вертов. Из наследия. Т. 2. — М.: Эйзенштейн-центр, 2010.

6. Карасик И.Н. Манифест в культуре русского авангарда // Поэзия и живопись: сб. трудов памяти Н.И. Харджиева / Под ред. М.Б. Мейлаха и Д.В. Сарабьянова. — М.: Языки русской культуры, 2000.

7. Пронин А.А. Дзига Вертов: от «слышу» к «вижу» // Вестник Томского государственного университета. — 2020. — № 63.

8. Россомахин А. «Про это»: визуализация экзистенциального / В. Маяковский. Про это. — СПб.: Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2014.

9. Хлебников В. Собрание сочинений: в 6 т. — М.: ИМЛИ РАН, 2001.

1. Berdyaev N.A. Istoki i smysl russkogo kommunizma. — M.: Nauka, 1990.

2. Vaiskopf M. Vo ves’ logos: religiya Mayakovskogo. — M.: Ierusalim, 1997.

3. Vertov Dziga. Iz naslediya. T. 2. — M.: Eizenshtein-tsentr, 2010.

4. Vertov Dziga. Stat’i, dnevniki, zamysly. — M.: Iskusstvo, 1966.

5. Druzhkova D. Chitaya Vertova / Dziga Vertov. Iz naslediya. T. 2. — M.: Eizenshtein-tsentr, 2010.

6. Karasik I.N. Manifest v kul'ture russkogo avangarda / Poeziya i zhivopis’: Sb. trudov pamyati N.I. Khardzhieva / Pod red. M.B. Meilakha i D.V. Sarab’yanova. — M.: Yazyki russkoi kul’tury, 2000.

7. Pronin A.A. Dziga Vertov: ot «slyshu» k «vizhu» // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. — 2020. — № 63.

8. Rossomakhin A. «Pro eto»: vizualizatsiya ekzistentsial’nogo / Mayakovskii V. Pro eto. — SPb.: Izdatel’stvo Evropeiskogo universiteta v Sankt-Peterburge, 2014.

9. Khlebnikov V. Sobranie sochinenii v 6 t. T. 2. — M.: IMLI RAN, 2001.

Статья поступила 26.05.2025.

Статья одобрена к публикации 16.06.2025.

Литературное наследие одного из ярчайших представителей революционного авангарда — кинорежиссера Дзиги Вертова (1896–1954) как минимум неординарно и довольно обширно: стихи, сценарии, манифесты, статьи, дневники, письма. Публицистика занимает в нем особое место, поскольку в свое время произвела на современников сильнейшее впечатление, какое производили, выходя на экран, и созданные им в 1920-е гг. фильмы «Кино-Глаз», «Шагай, Совет», «Симфония Донбасса», «Человек с киноаппаратом» и др.

В предисловии ко второму тому фундаментального издания «Дзига Вертов. Из наследия», представляющего в числе прочего и литературную составляющую деятельности лидера киноков, Дарья Дружкова предлагает разделить весь корпус вертовской публицистики на «собственно тексты и, условно говоря, анти-тексты» [5, c. 3]. Соответственно, к первой группе, объединяющим принципом которой является «за» (то есть «провозглашение, обоснование и уточнение принципов Кино-Глаза»), относятся прежде всего манифесты и программные выступления 1922–1925 гг., ко второй — все то, что написано позже и является ответом на всевозможную критику как текстов, так и фундаментальных позиций киноков вообще (то есть «тексты строятся, отталкиваясь именно от противного мнения»).

Такое «риторическое» деление, определяющее характер дискурса, динамику авторской интенции, вполне логично и корректно. Однако, в целом принимая его, необходимо сделать и следующий шаг, позволяющий толковать вертовские тексты в аксиологическом контексте — как отражение его ценностных представлений о себе и своих немногочисленных соратниках, об исторической миссии революционного авангарда вообще. Особое место среди них, несомненно, занимают публикации, обладающие особым «статусом словесных деклараций» [6, с. 130]. Манифесты киноков «Мы» (1922) и «Киноки. Переворот» (1923), а также некоторые другие тексты для печати и выступлений Вертова предоставляют нам широкое поле для таких толкований, в том числе и в религиозном аспекте.

Для Цитирования:
Пронин Александр Алексеевич, Круглов Роман Геннадьевич, Религиозный контекст в манифестах киноков «Мы» и «Киноки. Переворот». Вопросы культурологии. 2025;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: