Статья поступила 11.10.2025
Статья подписана в печать 31.10.2025
The article was received on October 11, 2025.
The article was signed for publication on October 31, 2025.
В современном обществе образовательное пространство формируется не только усилиями государственных институтов, но и религиозными организациями, которые исторически играли ключевую роль в воспитании и социализации человека. В условиях глобализации и социокультурных трансформаций вопрос партнерства между государственными и религиозными образовательными организациями приобретает особую актуальность. Цель статьи — рассмотреть модели взаимодействия, правовые и организационные механизмы, а также перспективы партнерства религиозных и государственных организаций в сфере образования.
В зарубежной науке проблематика религиозных образовательных организаций широко представлена в работах Р. Сайдера и Х. Р. Анрух [31], разработавших типологию религиозных характеристик образовательных и социальных учреждений. Их подход позволяет выделить различные уровни «религиозности» организации — от полностью «пронизанных верой» (faith-permeated) до светских, но сотрудничающих с конфессиями (faithsecular partnership). Существенный вклад внесли исследования Р. Вутноу и М. Хедстрома [35], где религиозные институты анализируются в рамках теории организаций и институционального подхода. Важен также вклад У. Шайтла [32], показавшего, что классические модели социологии организаций (институционализм, теория ресурсов) применимы к религиозным структурам. В англоязычной педагогической традиции, представленной трудами Д. МакКрейри [28] и Г. Грэйса [29], религиозные образовательные организации рассматриваются как особая среда социализации, где соединяются педагогические и конфессиональные миссии.
В российской науке к проблеме понятия и сущности религиозных образовательных организаций обращались М.А. Бабкин [21], анализировавший православные образовательные традиции и их эволюцию, а также И. В. Юрченко [20], исследовавший современное состояние государственно-конфессиональных отношений в сфере образования. Эти авторы подчеркивают, что религиозные образовательные организации выступают не только институтами передачи знаний, но и центрами формирования нравственных ценностей и гражданской идентичности.