По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 348.328.5:37.018 DOI:10.33920/pol-01-2512-07

Религиозные образовательные организации и государственные организации: партнерство и взаимодействие

Рустамова Дилнара Акрамовна кандидат социологических наук, доцент кафедры социальной работы, Институт экономики бизнеса и менеджмента Ошского государственного университета, 723500, Кыргызская Республика, г. Ош, ул. Ленина, 331. E-mail: dina0385@mail.ru
Чолпонбаева Венера Сапарбековна аспирант Института философии им. А. Алтмышбаева Национальной академии наук КР, 720010, Кыргызская Республика, г. Бишкек, ул. Чуй 265 а, E-mail: venera_1978@inbox.ru

В статье рассматриваются теоретико-методологические и нормативно-правовые основы взаимодействия религиозных образовательных организаций и государственных структур в Кыргызской Республике. Особое внимание уделено конституционным гарантиям свободы совести и права на образование, законодательству о религиозных объединениях, а также международным документам в сфере прав человека. Анализируются основные формы партнерства: совместные образовательные программы, научно-методическое сотрудничество, социальное партнерство в воспитательной сфере. На примере опыта стран Центральной Азии и России проведено сравнение моделей государственно-конфессионального взаимодействия в образовании. Выявлены ключевые проблемы — необходимость сохранения баланса между принципом светскости и духовно-нравственным воспитанием, опасность радикализации и дефицит квалифицированных кадров. В заключении обозначены перспективы партнерства, включающие интеграцию религиозных и светских образовательных практик, развитие инклюзивного образования при поддержке религиозных организаций и формирование новых моделей взаимодействия в образовательной политике.

Литература:

1. Бабкин М.А. Православие и образование в России: история и современность / М.А. Бабкин. — М.: Наука, 2015. — 312 с.

2. Боголюбов Л.Н. Государственная политика в сфере образования: теоретико-правовые основы / Л.Н. Боголюбов. — М.: Юристъ, 2012. — 368 с.

3. Веряскин А.В. Социальное партнерство в системе образования: сущность и механизмы / А.В. Веряскин // Социологические исследования. — 2018. — № 7. — С. 102–110.

4. Всеобщая декларация прав человека: принята и провозглашена резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 217 А (III) от 10 декабря 1948 г. — Нью-Йорк: ООН, 1948.

5. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. — Рим: Совет Европы, 1950.

6. Закон Кыргызской Республики «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике» от 31 декабря 2008 г. № 282 // Собрание законодательства КР. — 2009. — № 1. — Ст. 5.

7. Закон Кыргызской Республики «Об образовании» от 30 апреля 2003 г. № 92 // Собрание законодательства КР. — 2003. — № 5. — Ст. 92.

8. Исаев Г.И. Образование как социальный институт: функции и структура / Г.И. Исаев. — Казань: Казанский университет, 2016. — 280 с.

9. Краевский В.В. Методология педагогики: прошлое, настоящее и будущее / В.В. Краевский. — М.: Педагогика, 2001. — 240 с.

10. Конвенция о правах ребенка: принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 ноября 1989 г. — НьюЙорк: ООН, 1989. — Ратифицирована Кыргызской Республикой 12 января 1994 г.

11. Конституция Кыргызской Республики: принята на референдуме (всенародном голосовании) 11 апреля 2021 г. — Бишкек: Юридическая литература, 2021. — 68 с.

12. Козырев А.Н. Социальное партнерство в системе образования: концептуальные подходы и практические модели / А.Н. Козырев // Социологические исследования. — 2017. — № 10. — С. 112–118.

13. Махмудов Р.Р. Религиозное образование в Центральной Азии: вызовы и перспективы / Р.Р. Махмудов // Central Asian Affairs. — 2020. — Т. 7, № 2. — С. 134–152.

14. Международный пакт о гражданских и политических правах: принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1966 г. — Нью-Йорк: ООН, 1966. — Ратифицирован Кыргызской Республикой 12 января 1994 г.

15. Назарбаев К.К. Религиозное образование и государственная политика: опыт Казахстана / К.К. Назарбаев, Н.Р. Кожамкулов // Вестник Евразийского национального университета им. Л.Н. Гумилева. — 2019. — № 2. — С. 41–48.

16. Салморбекова Р.Б. Философские основания политики Кыргызской Республикив религиозной сфере / Р.Б. Салморбекова, Д.А. Рустамова, Т.Ж. Мырзалиева // Вопросы философии. — 2025. — № 4. — С. 198–206.

17. Силантьева М.В. Государственно-конфессиональные отношения в современной России: образовательный аспект / М.В. Силантьева. — М.: Академический проект, 2015. — 312 с.

18. Тарасенко С.В. Государство и религиозные организации: опыт взаимодействия в сфере образования / С.В. Тарасенко // Вопросы философии. — 2019. — № 8. — С. 75–84.

19. Хузиятов Т.Х. Взаимодействие государства и религиозных организаций в системе образования Республики Узбекистан / Т.Х. Хузиятов // Вестник КазНПУ. Серия «Философия и политология». — 2018. — № 4. — С. 55–62.

20. Юрченко И.В. Государственно-конфессиональные отношения в сфере образования / И.В. Юрченко. — СПб.: Алетейя, 2020. — 224 с.

21. Bourdieu P., Passeron J.‑C. Reproduction in Education, Society and Culture. — London: Sage, 1977. — 254 p.

22. Coburn C.E., Penuel W.R. Research — Practice Partnerships in Education: Outcomes, Dynamics, and Open Questions // Educational Researcher. — 2016. — Vol. 45, No. 1. — P. 48–54.

23. Durkheim É. L’éducation morale. — Paris: Alcan, 1925. — 295 p.

24. Educational Organizations and Programs // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. — 2004. — Vol. 33 (1). — P. 109–134.

25. Fullan M. The New Meaning of Educational Change. — 5th ed. — New York: Teachers College Press, 2016. — 368 p.

26. Hargreaves A., Fullan M. Professional Capital: Transforming Teaching in Every School. — New York: Teachers College Press, 2012. — 240 p.

27. Huang K.Y., Song L., Harris K.J., Lee H. Unpacking Partnership, Engagement, and Collaboration // Journal of Higher Education Outreach and Engagement. — 2018. — Vol. 22 (2). — P. 7–32.

28. McQuaid R. The theory of partnership: Why have partnerships? // International Journal of Public Sector Management. — 2000. — Vol. 13 (6). — P. 487–495.

29. Grace G. Catholic Schools: Mission, Markets and Morality. — London: Routledge, 2002. — 256 p.

30. Payne D. Radicalization in Education: The Global Challenge // Journal of Religion and Education. — 2018. — Vol. 45, No. 1. — P. 21–37.

31. Sider, R. J., & Unruh, H.R. Typology of Religious Characteristics of Social Service and Educational Organizations and Programs. Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly, 2004. — № 33 (1), 109–134. https://doi.org/10.1177/0899764003257494

32. Scheitle W.A. The Sociology of Religious Organizations // Religion Compass. — 2008. — Vol. 2 (6). — P. 981–995..

33. Religion. — 2015. — Vol. 76 (2). — P. 246–248.

34. Tarasenko S.V. Religion, Education and National Identity in Contemporary Russia // Russian Education and Society. — 2019. — Vol. 61, No. 3. — P. 223–239.

35. Wuthnow R. Religion and the Restructuring of American Public Life. — Princeton: Princeton University Press, 1996. — 352 p.

36. Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft. Grundriss der verstehenden Soziologie. — Tübingen: Mohr Siebeck, 1972. — 846 S.

1. Babkin M.A. Pravoslavie i obrazovanie v Rossii: istoriia i sovremennost [Orthodoxy and education in Russia: history and modernity] / M.A. Babkin. Moscow: Nauka, 2015. — 312 p. (In Russ.)

2. Bogoliubov L.N. Gosudarstvennaia politika v sfere obrazovaniia: teoretiko-pravovye osnovy [State policy in the field of education: theoretical and legal foundations] / L.N. Bogoliubov. Moscow: Yurist, 2012. — 368 p. (In Russ.)

3. Veriaskin A.V. Sotsialnoe partnerstvo v sisteme obrazovaniia: sushchnost i mekhanizmy [Social partnership in the educational system: essence and mechanisms] / A.V. Veriaskin // Sotsiologicheskie issledovaniia [Sociological Studies]. — 2018. — No.7. — P. 102–110. (In Russ.)

4. Universal Declaration of Human Rights: adopted and proclaimed by UN General Assembly Resolution 217 A (III) on December 10, 1948. New York: United Nations, 1948. (In Russ.)

5. European Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms dated November 4, 1950. Rome: Council of Europe, 1950. (In Russ.)

6. Law of the Kyrgyz Republic «On Freedom of Religion and Religious Organizations in the Kyrgyz Republic» dated December 31, 2008 No. 282 // Collection of Legislation of KR. — 2009. — No. 1. — Art. 5. (In Russ.)

7. Law of the Kyrgyz Republic «On Education» dated April 30, 2003 No. 92 // Collection of Legislation of KR. — 2003. — No. 5. — Art. 92. (In Russ.)

8. Isaev G.I. Obrazovanie kak sotsialnyi institut: funktsii i struktura [Education as a social institution: functions and structure] / G.I. Isaev. Kazan: Kazan University, 2016. — 280 p. (In Russ.)

9. Kraevskii V.V. Metodologiia pedagogiki: proshloe, nastoiashchee i budushchee [Methodology of pedagogy: past, present and future] / V.V. Kraevskii. Moscow: Pedagogika, 2001. — 240 p. (In Russ.)

10. Convention on the Rights of the Child: adopted by UN General Assembly Resolution 44/25 on November 20, 1989. New York: United Nations, 1989. Ratified by the Kyrgyz Republic on January 12, 1994. (In Russ.)

11. Constitution of the Kyrgyz Republic: adopted at referendum (nationwide vote) on April 11, 2021. Bishkek: Iuridicheskaia literatura, 2021. — 68 p. (In Russ.)

12. Kozyrev A.N. Sotsialnoe partnerstvo v sisteme obrazovaniia: kontseptualnye podkhody i prakticheskie modeli [Social partnership in the educational system: conceptual approaches and practical models] / A.N. Kozyrev // Sotsiologicheskie issledovaniia [Sociological Studies]. — 2017. — No. 10. — P. 112–118. (In Russ.)

13. Makhmudov R.R. Religioznoe obrazovanie v Tsentralnoi Azii: vyzovy i perspektivy [Religious education in Central Asia: challenges and prospects] / R.R. Makhmudov // Central Asian Affairs. — 2020. — Vol. 7, No. 2. — P. 134–152. (In Russ.)

14. International Covenant on Civil and Political Rights: adopted by UN General Assembly Resolution 2200 A (XXI) on December 16, 1966. New York: United Nations, 1966. Ratified by the Kyrgyz Republic on January 12, 1994. (In Russ.)

15. Nazarbaev K.K., Kozhamkulov N.R. Religioznoe obrazovanie i gosudarstvennaia politika: opyt Kazakhstana [Religious education and state policy: experience of Kazakhstan] / K.K. Nazarbaev, N.R. Kozhamkulov // Vestnik Evraziiskogo natsionalnogo universiteta im. L.N. Gumileva [Bulletin of Eurasian National University named after L.N. Gumilev]. — 2019. — No. 2. — P. 41–48. (In Russ.)

16. Salmorbekova R.B. Filosofskie osnovaniia politiki Kirghizskoi Respublikiv religioznoi sfere [Philosophical foundations of the Kyrygz Republic's policy in the religious sphere] / R.B. Salmorbekova, D.A. Rustamova, T.Zh. Myrzalyieva // Voprosy filosofii [Issues of Philosophy]. — 2025. — No. 4. — P. 198–206. (In Russ.)

17. Silantieva M.V. Gosudarstvenno-konfessioinalnye otnosheniia v sovremennoi Rossii: obrazovatelnyi aspekt [State-confessional relations in contemporary Russia: educational aspect] / M.V. Silantieva. Moscow: Akademicheskii Proekt, 2015. — 312 p. (In Russ.)

18. Tarasenko S.V. Gosudarstvo i religioznye organizatsii: opyt vzaimodeistviia v sfere obrazovaniia [State and religious organizations: interaction experience in the sphere of education] / S.V. Tarasenko // Voprosy filosofii [Issues of Philosophy]. — 2019. — No. 8. — P. 75–84. (In Russ.)

19. Khuziiatov T.Kh. Vzaimodeistvie gosudarstva i religioznykh organizatsii v sisteme obrazovaniia Respubliki Uzbekhistan [Interaction between state and religious organizations in Uzbekistan’s education system] / T.Kh. Khuziiatov // Vestnik KazNPU [Bulletin of Kazakh National Pedagogical University]. Series «Philosophy and Political Science». — 2018. — No. 4. — P. 55–62. (In Russ.)

20. Iurchenko I.V. Gosudarstvenno-konfessioinalnye otnosheniia v sfere obrazovaniia [State-confessional relations in the sphere of education] / I.V. Iurchenko. St. Petersburg: Aleteiia, 2020. — 224 p. (In Russ.)

21. Bourdieu P., Passeron J.‑C. Reproduction in Education, Society and Culture. — London: Sage, 1977. — 254 p.

22. Coburn C.E., Penuel W.R. Research — Practice Partnerships in Education: Outcomes, Dynamics, and Open Questions // Educational Researcher. — 2016. — Vol. 45, No. 1. — P. 48–54.

23. Durkheim É. L’éducation morale. — Paris: Alcan, 1925. — 295 p.

24. Educational Organizations and Programs // Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly. — 2004. — Vol. 33 (1). — P. 109–134.

25. Fullan M. The New Meaning of Educational Change. — 5th ed. — New York: Teachers College Press, 2016. — 368 p.

26. Hargreaves A., Fullan M. Professional Capital: Transforming Teaching in Every School. — New York: Teachers College Press, 2012. — 240 p.

27. Huang K.Y., Song L., Harris K.J., Lee H. Unpacking Partnership, Engagement, and Collaboration // Journal of Higher Education Outreach and Engagement. — 2018. — Vol. 22 (2). — P. 7–32.

28. McQuaid R. The theory of partnership: Why have partnerships? // International Journal of Public Sector Management. — 2000. — Vol. 13 (6). — P. 487–495.

29. Grace G. Catholic Schools: Mission, Markets and Morality. — London: Routledge, 2002. — 256 p.

30. Payne D. Radicalization in Education: The Global Challenge // Journal of Religion and Education. — 2018. — Vol. 45, No. 1. — P. 21–37.

31. Sider, R. J., & Unruh, H.R. Typology of Religious Characteristics of Social Service and Educational Organizations and Programs. Nonprofit and Voluntary Sector Quarterly, 2004. № 33 (1), 109–134. https://doi.org/10.1177/0899764003257494

32. Scheitle W.A. The Sociology of Religious Organizations // Religion Compass. — 2008. — Vol. 2 (6). — P. 981–995.

33. Religion. — 2015. — Vol. 76 (2). — P. 246–248.

34. Tarasenko S.V. Religion, Education and National Identity in Contemporary Russia // Russian Education and Society. — 2019. — Vol. 61, No. 3. — P. 223–239.

35. Wuthnow R. Religion and the Restructuring of American Public Life. — Princeton: Princeton University Press, 1996. — 352 p.

36. Weber M. Wirtschaft und Gesellschaft. Grundriss der verstehenden Soziologie. — Tübingen: Mohr Siebeck, 1972. — 846 p

Статья поступила 11.10.2025

Статья подписана в печать 31.10.2025

The article was received on October 11, 2025.

The article was signed for publication on October 31, 2025.

В современном обществе образовательное пространство формируется не только усилиями государственных институтов, но и религиозными организациями, которые исторически играли ключевую роль в воспитании и социализации человека. В условиях глобализации и социокультурных трансформаций вопрос партнерства между государственными и религиозными образовательными организациями приобретает особую актуальность. Цель статьи — рассмотреть модели взаимодействия, правовые и организационные механизмы, а также перспективы партнерства религиозных и государственных организаций в сфере образования.

В зарубежной науке проблематика религиозных образовательных организаций широко представлена в работах Р. Сайдера и Х. Р. Анрух [31], разработавших типологию религиозных характеристик образовательных и социальных учреждений. Их подход позволяет выделить различные уровни «религиозности» организации — от полностью «пронизанных верой» (faith-permeated) до светских, но сотрудничающих с конфессиями (faithsecular partnership). Существенный вклад внесли исследования Р. Вутноу и М. Хедстрома [35], где религиозные институты анализируются в рамках теории организаций и институционального подхода. Важен также вклад У. Шайтла [32], показавшего, что классические модели социологии организаций (институционализм, теория ресурсов) применимы к религиозным структурам. В англоязычной педагогической традиции, представленной трудами Д. МакКрейри [28] и Г. Грэйса [29], религиозные образовательные организации рассматриваются как особая среда социализации, где соединяются педагогические и конфессиональные миссии.

В российской науке к проблеме понятия и сущности религиозных образовательных организаций обращались М.А. Бабкин [21], анализировавший православные образовательные традиции и их эволюцию, а также И. В. Юрченко [20], исследовавший современное состояние государственно-конфессиональных отношений в сфере образования. Эти авторы подчеркивают, что религиозные образовательные организации выступают не только институтами передачи знаний, но и центрами формирования нравственных ценностей и гражданской идентичности.

Для Цитирования:
Рустамова Дилнара Акрамовна, Чолпонбаева Венера Сапарбековна, Религиозные образовательные организации и государственные организации: партнерство и взаимодействие. Социальная политика и социальное партнерство. 2025;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: