По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 141.412 DOI:10.33920/nik-01-2003-04

Религиозная жизнь Крыма в период раннего Средневековья

Минеева Алла Олеговна ФГАОУ ВО «Севастопольский государственный университет», Россия, 299053, Республика Крым, Севастополь, ул. Университетская, д. 33, E-mail: alexeipl1980@mail.ru, ORCID: https://orcid.org/0000-0002-2016-3515

В статье описывается краткая история крымских этносов с описанием их вероисповедания и развития культуры и христианства в Крыму в период раннего Средневековья.

Литература:

1. Карташев А.В. Очерки по истории Русской церкви: В 2 т. (репринтное воспроизведение. Париж: YMCA-PRESS, 1959). — М.: Наука, 1991. — Т. 1.

2. http://azbukaspaseniya.ru/biblioteka/kliment-rimskij-zhitie.html (дата обращения: 01.02.2020).

3. http://www.krimoved-library.ru/books/hersones-tavricheskiy-i-rasprostraneniehristianstva-na-rusi5.html (дата обращения: 01.02.2020).

4. Мемесов А. Саки и аланы в Крыму и их участие в этногенезе крымских татар // Ученые записки федерального университета им. В.И. Вернадского. — 2016.

5. Ханс-Файт Байер. История крымских готов как интерпретация Сказания Матфея о городе Феодоро. — Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2001.

6. https://svastour.ru/articles/puteshestviya/rossiya/krym/khazary-v-krymu.html (дата обращения: 01.02.2020).

7. Артамонов И. История хазар / Под ред. и с примеч. Л.Н. Гумилева. — Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962.

8. Виноградов А.Ю. Бравлин — бранлив или кроток? / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». — М.: Коробов М.И., 2016.

9. Чхаидзе В.Н. Тмутаракань (80-е гг. X в. — 90-е гг. XI в.): очерки историографии. — Армавир: Институт археологии Российской академии наук, 2006.

10. Малышев А.Б. Армяне в этнокультурных взаимодействиях на территории Золотой Орды. — Саратов: Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского, 2016.

11. Кулаковский Ю. Прошлое Тавриды. Краткий исторический очерк. — Киев, 1906. — Ч. 1.

12. http://www.krimoved-library.ru/books/ot-kimmeriytsev-do-krimchakov12.html (дата обращения: 01.02.2020).

13. https://kontinentusa.com/evrei-v-krymu-istoriya-i-sovremennost/ (дата обращения: 01.02.2020).

14. https://pravoslavie.ru/5716.html (дата обращения: 01.02.2020).

15. Кулаковский Ю. Прошлое Тавриды. Краткий исторический очерк. — Киев, 1906. — Ч. 2.

Статья поступила 22.02.2020

История нашей огромной страны богата на события, печальные и радостные. Множество войн, революции, великие достижения и открытия. В XXI в. мы стали свидетелями историко-политического события — возврата Крыма и города Севастополя в состав России, что, естественно, обогащает пространство отечественной и современной историографии.

«Шо такое Крым во всероссийском масштабе? Так... Кое-что... Пупочка! Вот я ее ладошкой прикрыл, и нет ее на виду. Но так может рассуждать совсем глупый дурак» (цитата из фильма «Служили два товарища»). Конечно, это не просто точка на карте — это полуостров важного геополитического и экономического значения. Для Российской Федерации в духовном отношении Крым символизирует возвращение русского народа к истокам христианства, откуда началось Крещение Руси. Исторические памятники отражают культуру, религию, исторические события разных эпох и народов. Этническая и конфессиональная история Крыма уникальна и удивительна, при этом сложна и драматична, так что требует отдельного научного исследования.

Крым был заселен первобытными людьми тысячи лет тому назад и всю свою историю постоянно принимал новых переселенцев. На сегодняшний день здесь проживают более 30 национально-культурных объединений, 24 из которых официально зарегистрированы. Национальная палитра представлена 70 этносами и этническими группами, многие из которых сохранили свою традиционно-бытовую культуру. Поэтому формально знать историю народов данного полуострова мало, важно изучить и использовать уникальный опыт взаимодействия, сосуществования и культурного взаимообогащения в полиэтническом и многоконфессиональном обществе, проживающем на небольшой обособленной территории, а также проанализировать конфликты, возникающие из-за вероисповедания или ментальных особенностей народа.

К традиционным конфессиям Крыма относят православие, ислам, иудаизм, караимизм, католичество и армянское апостольское христианство. Православие является преобладающей религией в современном Крыму, конечно же, так было не всегда. Население полуострова было всегда полиэтничным, и один этнос вытеснял другой, завоевывая эту землю, все эти народы были язычниками, кроме иудеев, которые селились небольшими группами-общинами в разных регионах Римской империи. Но так было только до зарождения христианства, которое несло совершенно новые представления о Боге.

Для Цитирования:
Минеева Алла Олеговна, Религиозная жизнь Крыма в период раннего Средневековья. Вопросы культурологии. 2020;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: