Статья поступила 22.07.2025 г.
Статья подписана в печать 19.08.2025 г.
После 1991 г. религиозная сфера Кыргызстана пережила интенсивное институциональное возрождение, сопровождавшееся ростом числа религиозных объединений и инфраструктуры. К 2021 г. в Государственной комиссии по делам религий (ныне — Национальное агентство по делам религий) были учтены 3 348 религиозных объединений; к 2024 г. число религиозных объектов и организаций, по оценке депутатов, превышало 4 200, что свидетельствует о продолжении экспансии религиозного поля [4].
При этом Конституция КР (ред. 2021 г.) закрепляет светский характер государства, отделение религии от государства и запрет вмешательства религиозных объединений в деятельность органов публичной власти. Эти рамки предопределяют формат сотрудничества в социальной сфере — от благотворительности до участия в адресной поддержке1 .
Исследование опирается на междисциплинарный подход (историко-правовой, институциональный и policy-анализ). Источниковую базу составили:
а) нормативно-правовые акты (Конституция КР; Закон «О свободе вероисповедания…» 2008 г., и новый Закон № 18 от 21.01.2025);
б) официальная статистика бедности НСК КР и международных организаций;
в) доклады международных наблюдателей по свободе вероисповедания;
г) публикации о практиках религиозной благотворительности (зекет, фитр-садака) и цифровизации пожертвований.
Переходные шоки 1990‑х и уязвимость домохозяйств обуславливают долгосрочную нагрузку на систему социальной защиты. По данным НСК КР, общий уровень бедности составил 33,3 % в 2021 г., 33,2 % в 2022 г. и снизился до 29,8 % в 2023 г.; в 2024 г., по сообщениям СМИ со ссылкой на НСК, национальная бедность снизилась до 25,7 % [5]. Эти колебания усиливают запрос на адресные меры поддержки (пособия и социальные контракты), а также на координацию с негосударственными акторами.