По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 348.71:304.4 (575.2) DOI:10.33920/pol-01-2510-06

Религиозная ситуация в Кыргызстане в контексте социальной политики

Саралаев Нур Керимкулович доктор филос. наук, профессор, директор Института философии им. А. Алтмышбаева Национальной академии наук КР, 720010, Кыргызская Республика, г. Бишкек, ул. Чуй 265 а, e-mail: nur200557@mail.ru
Алымбаев Абдрахман Мырзагулович ведущий научный сотрудник Института философии им. А. Алтмышбаева Национальной академии наук КР, 720010, Кыргызская Республика, г. Бишкек, ул. Чуй 265 а, e-mail: bayas.tural@mail.ru

Авторы статьи анализируют взаимосвязь религиозной ситуации в Кыргызской Республике с трансформацией социальной политики и развитием партнерства государства, религиозных организаций и НПО. Показано, что в условиях ограниченных бюджетных ресурсов религиозные институты становятся значимыми акторами локальной социальной поддержки, тогда как обновление правового режима в 2025 г. усилило регуляторные требования и изменило конфигурацию взаимодействий. На основе сопоставления нормативной базы, статистики бедности и кейсов социальной помощи формулируются рекомендации по развитию прозрачных механизмов государственно-конфессионального и общественно-конфессионального партнерства.

Литература:

1. Духовное управление мусульман Кыргызстана. Разъяснение порядка выплаты зекета [Электронный ресурс]. — Бишкек: ДУМК, 2025. — URL: https://report.kg (дата обращения: 21.08.2025).

2. Духовное управление мусульман Кыргызстана. Фитр-садака через QR-код: новости [Электронный ресурс] // 24.kg. — 17.02.2025. — URL: https://24.kg (дата обращения: 21.08.2025).

3. Запрет на обход домов с целью навязывания религии [Электронный ресурс] // 24.kg. — 09.12.2024. — URL: https://24.kg (дата обращения: 21.08.2025).

4. Конституция Кыргызской Республики: [принята на референдуме 11 апр. 2021 г.] // Официальный сайт Жогорку Кенеша КР. — URL: http://kenesh.kg (дата обращения: 21.08.2025).

5. Национальный статистический комитет Кыргызской Республики. Уровень бедности (национальная линия), 2019–2023 гг. — Бишкек, 2024. — URL: https://www.stat.kg (дата обращения: 21.08.2025).

6. О свободе вероисповедания и религиозных объединениях: Закон Кыргызской Республики № 18 от 21 янв. 2025 г. // Официальный сайт Президента Кыргызской Республики. — URL: https://www.refworld.org/legal/ legislation/legislation-kgz-66af8b164.html (дата обращения: 21.08.2025).

7. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе. Бюро по демократическим институтам и правам человека (ОБСЕ/БДИПЧ). Свобода религии или убеждений в Кыргызской Республике: обзор. — Варшава: OSCE/ODIHR, 2013. — 76 c.

8. Религиозная политика в Кыргызстане: анализ достижений и проблем [Электронный ресурс] // CABAR.asia. — 18.07.2022. — URL: https://cabar.asia/ru/religioznaya-politika-v-kyrgyzstane (дата обращения: 21.08.2025).

9. Социальный контракт: пресс-релиз [Электронный ресурс]. — Бишкек: Министерство труда, социального обеспечения и миграции КР, 2022. — URL: https://www.gov.kg (дата обращения: 21.08.2025).

10. Салморбекова Р. Б. Проблемы духовно-нравственного развития современной личности в Кыргызстане. Философские аспекты / Р. Б. Салморбекова, Н. А. Токторбекова, Н. К. Карашева // Вопросы философии. — 2025. — № 3. — С. 183–190.

11. Office of the High Commissioner for Human Rights (OHCHR). UN experts dismayed by new restrictions in Kyrgyzstan. — Geneva: UN OHCHR, 27 Feb. 2025. — URL: https://www.ohchr.org (дата обращения: 21.08.2025).

12. United States Commission on International Religious Freedom (USCIRF). Annual Report 2024. — Washington, DC: USCIRF, 2024. — 220 p. — URL: https://www.uscirf.gov (дата обращения: 21.08.2025).

13. World Bank. Strengthening Social Assistance and Labor Market Programs (P179024): Project Documents, 2022– 2025. — Washington, DC: The World Bank, 2025. — URL: https://documents.worldbank.org (дата обращения: 21.08.2025).

14. Zhetisheva G. Исламская благотворительность в Кыргызстане: социальная роль закята / G. Zhetisheva // Вестник КРСУ. — 2018. — Т. 18, № 2. — С. 114–121.

1. Spiritual Administration of Muslims of Kyrgyzstan. Explanation of Zakat Payment Procedure [Electronic resource]. — Bishkek: DUMK, 2025. — Available at: https://report.kg (accessed: 21.08.2025). (In Russ.)

2. Spiritual Administration of Muslims of Kyrgyzstan. Fitr-Sadaqa via QR Code: news [Electronic resource] // 24.kg. — February 17, 2025. — Available at: https://24.kg (accessed: 21.08.2025). (In Russ.)

3. Ban on Door-to-Door Religious Proselytizing [Electronic resource] // 24.kg. — December 9, 2024. — Available at: https://24.kg (accessed: 21.08.2025). (In Russ.)

4. Constitution of the Kyrgyz Republic: [adopted by referendum April 11, 2021] // Official website of Jogorku Kenesh KR. — Available at: http://kenesh.kg (accessed: 21.08.2025). (In Russ.)

5. National Statistical Committee of the Kyrgyz Republic. Poverty Level (National Line), 2019–2023. — Bishkek, 2024. — Available at: https://www.stat.kg (accessed: 21.08.2025). (In Russ.)

6. On Freedom of Religion and Religious Associations: Law of the Kyrgyz Republic No. 18 dated January 21, 2025 // Official Website of the President of the Kyrgyz Republic. — Available at: https://www.refworld. org/legal/legislation/legislation-kgz-66af8b164.html (accessed: 21.08.2025). (In Russ.)

7. Organization for Security and Co-operation in Europe. Office for Democratic Institutions and Human Rights (OSCE/ODIHR). Freedom of Religion or Belief in the Kyrgyz Republic: Overview. — Warsaw: OSCE/ ODIHR, 2013. — 76 p.

8. Religious Policy in Kyrgyzstan: Analysis of Achievements and Problems [Electronic resource] // CABAR. asia. — July 18, 2022. — Available at: https://cabar.asia/ru/religioznaya-politika-v-kyrgyzstane (accessed: 21.08.2025). (In Russ.)

9. Social Contract: Press Release [Electronic resource]. — Bishkek: Ministry of Labour, Social Protection and Migration of the Kyrgyz Republic, 2022. — Available at: https://www.gov.kg (accessed: 21.08.2025). (In Russ.)

10. Salmorbekova R. B. Problemy dukhovno-nravstvennogo razvitiia sovremennoi lichnosti v Kyrgyzstane. Filosofskie aspekty [Problems of spiritual and moral development of modern individuals in Kyrgyzstan. Philosophical aspects] // R. B. Salmorbekova, N. A. Toktorbekova, N. K. Karasheva // Voprosy filosofii [Philosophy Issues]. — 2025. — No. 3. — P. 183–190. (In Russ.)

11. Office of the United Nations High Commissioner for Human Rights (OHCHR). UN Experts Dismayed by New Restrictions in Kyrgyzstan. — Geneva: UN OHCHR, February 27, 2025. — Available at: https://www. ohchr.org (accessed: August 21, 2025).

12. United States Commission on International Religious Freedom (USCIRF). Annual Report 2024. — Washington, DC: USCIRF, 2024. — 220 p. — Available at: https://www.uscirf.gov (accessed: 21.08.2025).

13. World Bank. Strengthening Social Assistance and Labor Market Programs (P179024): Project Documents, 2022–2025. — Washington, DC: The World Bank, 2025. — Available at: https://documents.worldbank.org (accessed: 21.08.2025).

14. Zhetisheva G. Islamskaia blagotvoritelnost v Kyrgyzstane: sotsialnaia rol zakiata [Islamic charity in Kyrgyzstan: the social role of zakat] / G. Zhetisheva // Vestnik KRSU [Bulletin of KRSU]. — 2018. — Vol. 18, No. 2. — P. 114–121. (In Russ.)

Статья поступила 22.07.2025 г.

Статья подписана в печать 19.08.2025 г.

После 1991 г. религиозная сфера Кыргызстана пережила интенсивное институциональное возрождение, сопровождавшееся ростом числа религиозных объединений и инфраструктуры. К 2021 г. в Государственной комиссии по делам религий (ныне — Национальное агентство по делам религий) были учтены 3 348 религиозных объединений; к 2024 г. число религиозных объектов и организаций, по оценке депутатов, превышало 4 200, что свидетельствует о продолжении экспансии религиозного поля [4].

При этом Конституция КР (ред. 2021 г.) закрепляет светский характер государства, отделение религии от государства и запрет вмешательства религиозных объединений в деятельность органов публичной власти. Эти рамки предопределяют формат сотрудничества в социальной сфере — от благотворительности до участия в адресной поддержке1 .

Исследование опирается на междисциплинарный подход (историко-правовой, институциональный и policy-анализ). Источниковую базу составили:

а) нормативно-правовые акты (Конституция КР; Закон «О свободе вероисповедания…» 2008 г., и новый Закон № 18 от 21.01.2025);

б) официальная статистика бедности НСК КР и международных организаций;

в) доклады международных наблюдателей по свободе вероисповедания;

г) публикации о практиках религиозной благотворительности (зекет, фитр-садака) и цифровизации пожертвований.

Переходные шоки 1990‑х и уязвимость домохозяйств обуславливают долгосрочную нагрузку на систему социальной защиты. По данным НСК КР, общий уровень бедности составил 33,3 % в 2021 г., 33,2 % в 2022 г. и снизился до 29,8 % в 2023 г.; в 2024 г., по сообщениям СМИ со ссылкой на НСК, национальная бедность снизилась до 25,7 % [5]. Эти колебания усиливают запрос на адресные меры поддержки (пособия и социальные контракты), а также на координацию с негосударственными акторами.

Для Цитирования:
Саралаев Нур Керимкулович, Алымбаев Абдрахман Мырзагулович, Религиозная ситуация в Кыргызстане в контексте социальной политики. Социальная политика и социальное партнерство. 2025;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: