Статья поступила 23.05.2016 г
Проблема религиоведческого образования в светских учебных заведениях стала актуальной с того момента, когда взаимоотношения государства и религиозных объединений вышли на иной уровень после распада СССР и краха советской идеологии. Атеизация общества, борьба с религией сменилась новой государственной политикой: провозглашением свободы совести и вероисповеданий, лояльным отношением к религиозным организациям, правом любого человека на собственный религиозный и мировоззренческий выбор.
В таких условиях закономерно стал подниматься вопрос об изучении религии в образовательных учреждениях. С начала 90-х гг. ХХ в. наметилась тенденция размежевания на сторонников конфессионального образования и на сторонников светского образования. Причем подобное разделение на две противоборствующие и непримиримые стороны на определенном этапе вышло из области образовательной на политический уровень. Это связано с тем, что с 1994 г. неоднократно предпринимались попытки активного вмешательства в законодательный процесс процерковных сил с требованием исключить принцип светского характера образования.
На протяжении двух десятилетий предлагались разные варианты решения данной проблемы. Так, сторонники конфессионального подхода предлагали введение курса «Основы православной культуры» (далее ОПК) в образовательных учреждениях. Причем наиболее рьяные поборники от религии настаивали даже на внедрении «Закона Божьего».
Основная аргументация введения курса ОПК строилась на следующих положениях.
Во-первых, желание самих граждан. В России 60 % населения хотят, чтобы ОПК был введен в образовательный процесс. Так, на сегодняшний день 80 % детей страны желают изучать ОПК. Подобные данные приводили в 2000-е гг., представители Русской православной церкви. Как правило, подобные цифры не сопровождались серьезными социологическими выкладками и подтверждениями.
Во-вторых, предмет «Основы православной культуры» должен возвысить нравственные ориентиры молодежи. Данный аргумент являлся одним из самых спорных, т. к., следуя подобной логике, самым нравственным предметом должна быть «Этика». В действительности изучение любого предмета, затрагивающего основы нравственности и духовной культуры, не гарантирует развитие у учащихся высоких морально-этических принципов. Многое зависит от преподавателя, а тем более от самого учащегося.