Ответственность за административные правонарушения, совершаемые учреждением, как юридическим лицом, так и должностными лицами, предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (далее — КоАП РФ).
Обратите внимание! Согласно статье 2.4 «Административная ответственность должностных лиц» КоАП РФ, под должностным лицом понимается, в том числе, лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях. А Пленум Верховного Суда РФ в своём постановлении от 16.10.2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» отметил, что следует понимать под организационно-распорядительными и административно-хозяйственными функциями.
Так, организационно-распорядительными функциями должностного лица следует считать его полномочия, связанные с:
— руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками;
— формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников;
— организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.
Как административно-хозяйственные функции следует рассматривать полномочия должностного лица в случае, если оно:
— управляет и распоряжается имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений;
— совершает иные действия, например принимает решения о начислении заработной платы, премий, осуществляет контроль за движением материальных ценностей, определяет порядок их хранения, учёта и контроля за их расходованием.
Очевидно, что перечисленные полномочия характерны, в первую очередь, для должности руководителя.