Статья поступила 29.04.2025. Принята в печать 05.05.2025.
— Михаил Валерьевич, весь наш разговор так или иначе будет строиться вокруг понятия «инженер». Первоначальное значение этого слова — «искусный изобретатель». Сегодня инженером называют специалиста в какой-либо области техники с высшим образованием. Кого считают инженером в МГТУ им. Н.Э. Баумана, университете, где закладывались основы российской инженерной школы?
— Это, скорее, вопрос о том, каким мы видим своего выпускника.
Инженеры бывают разные. Одни занимаются эксплуатацией сложного оборудования, другие организуют технологический процесс на производстве. Инженеры-проектировщики создают новые изделия, новые решения и сервисы. Всех их объединяет интеллектуальный труд, который отличается от любого другого наличием у инженера особой мотивации — сделать так, чтобы какое-либо устройство работало и приносило пользу людям, которые его эксплуатируют.
Инженер не борется с природой для того, чтобы получить новые знания, и не пытается в чем-то убедить общество, его задача — обеспечить, чтобы техническое решение функционировало. В этом смысл инженерного труда.
Мы готовим инженеров-проектировщиков, инженеров-конструкторов, инженеровразработчиков, в том числе в IT, и это именно инженеры, а не программисты. В каждого выпускника стараемся закладывать ценности, которые считаем своими, чтобы человек обладал не только знаниями, но и правильной мотивацией на результат, правильным отношением к жизни. Подготовка инженера — это в каком-то смысле воспитание человека, который должен ставить во главу угла необходимость приносить пользу обществу.
— О ценностях университета мы обязательно поговорим. А пока еще один вопрос о подготовке инженеров. На МГТУ им. Н.Э. Баумана как флагмана российского высшего образования возложена огромная миссия — формировать в массовом сознании в России и за рубежом понятие «современный российский инженер». Как вы подходите к этой задаче?