По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 303.01 DOI:10.33920/nik-01-2504-01

Реконструкция исторических и современных типов культуры

Розин Вадим Маркович ФГБУН «Институт философии Российской академии наук», Россия, 109240, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12, стр. 1, E-mail: rozinvm@gmail.com, ORCID: 0000-0002-4025-2734

В статье рассматривается ситуация, сложившаяся в современной культурологии. Чтобы в ней разобраться, автор обсуждает способы анализа культуры и культурологический подход, а также предлагает различение двух классов культур — культуры большого времени и культуры модерна. Анализируются предпосылки реконструкции обоих типов культур. В первом случае это влияние Реформации, наук о духе, проектов европейского национального государства. Автор утверждает, что критерии смены культур большого времени определить достаточно трудно, в связи с чем уточняет методологию исследования этих культур. Завершается статья обсуждением гипотезы о завершении культуры модерна и становлении следующей культуры большого времени — фьючекультуры; рассматриваются также следствия этой трансформации для культур модерна.

Литература:

1. Беляев В.А. К идее интеркультуры // Философская мысль. — 2013. — № 5. — С. 309–346.

2. Бенхабиб С. Притязания культуры. Равенство и разнообразие в глобальную эру. — М.: Логос, 2003. — 350 с.

3. Гусейнов А.А. О возможности глобального этноса // Диалог культур в глобализирующемся мире. — М.: Наука, 2005. — С. 183–184.

4. Добровенский Р. Райнис и его братья. Семь жизней одного поэта / Р. Добровенский. — Рига: Karogs, 2000. — 671 c. [Электронный ресурс]. — URL: https://www.proza.ru/2011/03/21/783 (дата обращения: 01.04.2024).

5. Дэвлет Е.Г., Дэвлет М.А. Сокровища наскального искусства Северной и Центральной Азии. — М.: ИА РАН, 2011. — 382 с.

6. Ерофеева Н. Лук // Мифы народов мира. — М.; Л., 1982. — С. 75–76 [Электронный ресурс]. — URL: http://cult-lib.ru/doc/dictionary/myths-of-the-world/fc/slovar-203-5.htm (дата обращения: 01.04.2024).

7. Клочков И. Духовная культура Вавилонии: человек, судьба, время. — М.: Наука, 1983. — 208 с.

8. Кох А. Еще один член цивилизованных народов // ПОЛИТ.РУ [Электронный ресурс]. — URL: http://www.polit.ru/article/2005/02/09/lat/ (дата обращения: 01.04.2024).

9. Кревельд М. Расцвет и упадок государства. — М.: ИРИСЭН, 2006. — 544 с.

10. Межуев В.М. Классическая модель культуры: проблема культуры в философии нового времени // Культура: теория и проблемы. — М., 1995.

11. Неретина С.С. Точки на зрении. — СПб.: РХГА, 2005. — 360 с.

12. Неретина С.С., Огурцов А.П. Время культуры. — СПб.: РХГИ, 2000. — 344 с.

13. Огурцов А.П. Философия науки эпохи Просвещения. ИФ РАН. — М., 1993. — 213 с.

14. Ритцер Дж. Современные социологические теории. — 5-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — 688 с.

15. Розин В.М. Теория культуры. — М.: NOTA BENE, 2005. — 415 с.

16. Розин В.М. Культурология: учебное пособие для вузов / В.М. Розин. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2024. — 410 с.

17. Розин В.М. Теоретическая и прикладная культурология. Учебник. — М.: ЛЕНАНД, 2019. — 400 с.

18. Розин В.М. Природа: Понятие и этапы развития в европейской культуре. — М.: ЛЕНАНД, 2017. — 240 с.

19. Розин В.М. Становление и развитие европейской социальности: Этюды-исследования. Кн. 1: Древний мир и Средние века. — М.: ЛЕНАНД, 2019. — 182 с.

20. Розин В.М. Введение в схемологию. Схемы в философии, культуре, науке, проектировании. — М.: ЛИБРОКОМ, 2011. — 240 c.

21. https://ru.wikipedia.org/wiki/Гёбекли-Тепе [Электронный ресурс] (дата обращения: 01.04.2024).

1. Belyaev V.A. K idee interkul'tury // Filosofskaya mysl'. 2013. № 5. S. 309–346.

2. Benhabib S. Prityazaniya kul'tury. Ravenstvo i raznoobrazie v global'nuyu eru. M.: Logos. 350 s.

3. Gusejnov A.A. O vozmozhnosti global'nogo etnosa // Dialog kul'tur v globaliziruyushchemsya mire. M.: Nauka, 2005. S. 183–184.

4. Dobrovenskij R. Rajnis i ego brat'ya. Sem' zhiznej odnogo poeta / R. Dobrovenskij. Riga, Karogs, 2000. 671 s. https://www.proza.ru/2011/03/21/783.

5. Devlet E.G., Devlet M.A. Sokrovishcha naskal'nogo iskusstva Severnoj i Central'noj Azii. M.: IA RAN, 2011. 382 s.

6. Erofeeva N. Luk // Mify narodov mira. M.; L., 1982. S. 75–76. http://cult-lib.ru/doc/dictionary/myths-of-the-world/fc/slovar-203-5.htm.

7. Klochkov I. Duhovnaya kul'tura Vavilonii: chelovek, sud'ba, vremya. M.: Nauka, 1983. 208 s.

8. Koh A. Eshche odin chlen civilizovannyh narodov // POLIT.RU. http://www.polit.ru/article/2005/02/09/lat/.

9. Krevel'd M. Rascvet i upadok gosudarstva. M.: IRISEN, 2006. 544 s.

10. Mezhuev V.M. Klassicheskaya model' kul'tury: problema kul'tury v filosofii novogo vremeni // Kul'tura: teoriya i problemy. M., 1995.

11. Neretina S.S. Tochki na zrenii. SPb.: RHGA, 2005. 360 s.

12. Neretina S.S., Ogurcov A.P. Vremya kul'tury. SPb.: RHGI, 2000. 344 s.

13. Ogurcov A.P. Filosofiya nauki epohi Prosveshcheniya. IF RAN. M., 1993. 213 s.

14. Ritcer Dzh. Sovremennye sociologicheskie teorii. 5-e izd. SPb.: Piter, 2002. 688 s.

15. Rozin V.M. Teoriya kul'tury. M.: NOTA BENE, 2005. 415 s.

16. Rozin V.M. Kul'turologiya: uchebnoe posobie dlya vuzov / V.M. Rozin. 3-e izd., ispr. i dop. M.: Yurajt, 2024. 410 s.

17. Rozin V.M. Teoreticheskaya i prikladnaya kul'turologiya. Uchebnik. M.: LENAND, 2019. 400 s.

18. Rozin V.M. Priroda: Ponyatie i etapy razvitiya v evropejskoj kul'ture. M.: LENAND, 2017. 240 s.

19. Rozin V.M. Stanovlenie i razvitie evropejskoj social'nosti: Etyudy-issledovaniya. Kn. 1: Drevnij mir i Srednie veka. M.: LENAND, 2019. 182 s.

20. Rozin V.M. Vvedenie v skhemologiyu. Skhemy v filosofii, kul'ture, nauke, proektirovanii. M.: LIBROKOM, 2011. 240 c.

21. https://ru.wikipedia.org/wiki/Gyobekli-Tepe.

Статья поступила 14.07.2024.

Статья одобрена к публикации 22.11.2024.

На взгляд автора, самый конец прошлого и начало текущего столетия характеризуются паузой в культурологических исследованиях. Не то чтобы они прекратились, нет, продолжаются, но в рамках сложившейся культурологической парадигмы (парадигм). Пауза сопровождается и определенной растерянностью в методологическом отношении, один из показателей которой — полемическое заявление нашего известного медиевиста и культуролога Светланы Неретиной о «смерти культуры». «Упование на культуру, — пишет она, — а сейчас на нее кивают почти все и невзирая ни на что, именно потому сейчас не имеют прежнего веса... о ней так много говорят, потому что она преставилась. Преставилась как центральное понятие философии ХХ века. Ее универсальное обаяние — это обаяние культуры мертвой... Сегодня мы вправе поставить вопрос о конце культуры. Не о конце жизни, не о смерти человека, а именно о конце культуры как явления, имевшего свое начало и соответственно долженствующего иметь свой конец... Поэтому, на мой взгляд, сейчас, в эпоху переходности, необходимо не упование на культуру (сродни религиозной мольбе). Необходима критика культурного разума...» [11, c. 226, 271, 273].

Отчасти пауза и растерянность обусловлены современной ситуацией с присущими ей процессами глобализации, нивелирующими уникальные особенности отдельных культур, сближающими их в плане строения. Сказываются и множественность форм осознания и концептуализации культур, и популятивность (множественность) самой культуры. «Идея культуры как универсального феномена духа, как всеобщей характеристики актов и результатов творчества в первой четверти ХХ века оказалась под вопросом и стала тематизироваться в разных, нередко альтернативных направлениях... Все идеи и философские концепции культуры современны друг другу, составляют одну мыслительно-дискурсивную формацию, характеризующую ХХ век. Многообразие культурных практик и форм их осмысления увеличивается вместе с прогрессом научно-технической цивилизации и дифференциации культур» [11, с. 9].

Для Цитирования:
Розин Вадим Маркович, Реконструкция исторических и современных типов культуры. Вопросы культурологии. 2025;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: