Статья поступила 14.07.2024.
Статья одобрена к публикации 22.11.2024.
На взгляд автора, самый конец прошлого и начало текущего столетия характеризуются паузой в культурологических исследованиях. Не то чтобы они прекратились, нет, продолжаются, но в рамках сложившейся культурологической парадигмы (парадигм). Пауза сопровождается и определенной растерянностью в методологическом отношении, один из показателей которой — полемическое заявление нашего известного медиевиста и культуролога Светланы Неретиной о «смерти культуры». «Упование на культуру, — пишет она, — а сейчас на нее кивают почти все и невзирая ни на что, именно потому сейчас не имеют прежнего веса... о ней так много говорят, потому что она преставилась. Преставилась как центральное понятие философии ХХ века. Ее универсальное обаяние — это обаяние культуры мертвой... Сегодня мы вправе поставить вопрос о конце культуры. Не о конце жизни, не о смерти человека, а именно о конце культуры как явления, имевшего свое начало и соответственно долженствующего иметь свой конец... Поэтому, на мой взгляд, сейчас, в эпоху переходности, необходимо не упование на культуру (сродни религиозной мольбе). Необходима критика культурного разума...» [11, c. 226, 271, 273].
Отчасти пауза и растерянность обусловлены современной ситуацией с присущими ей процессами глобализации, нивелирующими уникальные особенности отдельных культур, сближающими их в плане строения. Сказываются и множественность форм осознания и концептуализации культур, и популятивность (множественность) самой культуры. «Идея культуры как универсального феномена духа, как всеобщей характеристики актов и результатов творчества в первой четверти ХХ века оказалась под вопросом и стала тематизироваться в разных, нередко альтернативных направлениях... Все идеи и философские концепции культуры современны друг другу, составляют одну мыслительно-дискурсивную формацию, характеризующую ХХ век. Многообразие культурных практик и форм их осмысления увеличивается вместе с прогрессом научно-технической цивилизации и дифференциации культур» [11, с. 9].