По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 502:33

Регулирование размещения автомобильных заводов в Зарубежной Европе в условиях «экологизации» экономики*

Баронина Ю.А. младший научный сотрудник, ИМЭМО имени Е. М. Примакова РАН, г. Москва

Вопрос безопасности размещения и функционирования промышленных предприятий для окружающей среды становится все более важным. В статье рассмотрены экологические директивы, действующие в ЕС, и наиболее распространенные стандарты, регулирующие экологический менеджмент на промышленных предприятиях. Также приведены основные виды загрязнений, источником которых являются автомобильные заводы и методы компаний по решению экологических проблем.

Литература:

1. Герасимчук И. В. Экологический фактор в деятельности транснациональных корпораций // Пространство и время в мировой политике и международных отношениях: материалы 4 конвента РАМИ. В 10 т. / Под ред. А.Ю. Мельвиля; РАМИ. М.: МГИМО-Университет – Том 5.– С. 92-98.

2. Лепихин В. В. Роль мониторинга в экологизации экономической деятельности // Экономические науки. Фундаментальные исследования.– 2014.– №6. – С. 983-986.

3. Матвеева Е. В. Экологическая политика Евросоюза // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского.– 2010. –№6. – С. 311-317.

4. Романовский В. П. Справочник по холодной штамповке: 6-е изд. Ленинград: Машиностроение, 1979.

5. Систер В. Г., Миташова Н. И., Рогачева В. В., Башкатова И. А. Очистка сточных вод от окраски кузовов автомобильного завода // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. – 2014. –Выпуск №1 (19), том 3.– C. 43-50.

6. Трифонова Т. А., Селиванова Н. В., Ильина М. Е. Экологический менеджмент: Учеб. пособие. Владимир: ВГУ, 2003.

7. Commission decision of 27 February 2003 establishing component and material coding standards for vehicles pursuant to Directive 2000/53/EC of the European Parliament and of the Council on end-of life vehicles. URL: http://eur-lex.europa.eu/ LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2003:053:0058:0059:EN:PDF.

8. Directive 2000/53/EC of the European Parliament and of the Council of 18 September 2000 on end-of life vehicles. URL: http://eur-lex.europa.eu/ LexUriServ/LexUriServ.do?uri=CONSLEG:2000L0053:20050701:E N:PDF.

9. Directive 2010/75/EU of the European Parliament and of the Council of 24 November 2010 on industrial emission. URL: http://eur-lex.europa.eu/ LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2010:334:0017:0119:en:PDF.

Несмотря на то, что Европа является старейшим регионом автомобилестроения и рынок достиг высокой степени насыщения, ее территория попрежнему остается привлекательной площадкой для многих ТНК. С 2000 г. крупными автомобильными компаниями в регионе было открыто более 10 заводов. Страны Центральной и Восточной Европы, отличающиеся удобным географическим положением для экспорта автомашин и меньшей насыщенностью местного рынка, привлекают инвестиции как европейских, так и азиатских ТНК. Здесь преобладает открытие новых предприятий по массовому производству автомобилей экономического и среднего класса. В странах Западной Европы за рассматриваемый период открылись, в основном, предприятия по выпуску ограниченных серий автомобилей класса люкс, спорткаров и электромобилей. Рассмотрение новых автомобильных заводов Европы представляется актуальным в условиях активной «экологизации» экономики региона. Под этим понятием подразумевается приоритетная позиция экологического аспекта, вводимого для объективной оценки экономических показателей развития [2, с. 983]. Интересно проанализировать, какую роль существующие законодательные нормы играют в регулировании функционирования заводов, а также какие меры принимаются на предприятиях для уменьшения негативного воздействия на окружающую среду.

На принятие решения о размещении нового автомобильного предприятия влияет целый ряд факторов. Степень значимости каждого их них меняется от случая к случаю, но в целом этот список постоянен. Для завода по производству автомобилей важно наличие развитой инфраструктуры для поставок комплектующих и транспортировки готовой продукции, достаточный кадровый и потребительский потенциал, присутствие в регионе поставщиков автокомпонентов, с которыми сотрудничает компания, готовая дилерская сеть, а также ряд других экономических факторов (величина налогового бремени, размер заработной платы работников и т.д.). С точки зрения природных условий автомобильная отрасль менее требовательна, чем многие другие. Малая энергоемкость производства, небольшая потребность в воде или максимально чистом воздухе позволяют размещать предприятие там, где это выгодно с учетом вышеперечисленных экономических факторов, а не природных и принесет максимальную прибыль.

Для Цитирования:
Баронина Ю.А., Регулирование размещения автомобильных заводов в Зарубежной Европе в условиях «экологизации» экономики*. Международная экономика. 2016;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: