По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 336.71.078.3

Регулирование финансовых отношений Центральным Банком Российской Федерации

Зиниша О. С. канд. экон. наук, КубГАУ им. И. Т. Трубилина, РФ, г. Краснодар е-mail: zinisha@rambler.ru
Конарева Е. С. КубГАУ им. И. Т. Трубилина, РФ, г. Краснодар, е-mail: konareva.elenka@mail.ru
Тащилина Ю. В. КубГАУ им. И. Т. Трубилина, РФ, г. Краснодар, е-mail: yuliyatashilina@mail.ru

Актуальность проведенного исследования заключается в регулировании вопросов правового оформления финансовых рынков при наделении Центрального банка Российской Федерации властными полномочиями, а также в положительных и негативных чертах проведенных реформ в области функционирования финансовых рынков. Методами исследования выступают графический, компаративный, диалектический и обобщения результатов анализа. Исследование проведено с целью определения механизма регулирования Банком России финансовых отношений между субъектами отечественного кредитно-банковского сектора.

Литература:

1. Алексеев П. В. Банковское дело: управление в современном банке: Учебное пособие для вузов. — М.: КноРус, 2018. — 304 c.

2. Валенцева Н. И. Банковское дело: Учебник / О. И. Лаврушин, Н. И. Валенцева; под ред. О. И. Лаврушина. — М.: КноРус, 2017. — 800 c.

3. Влияние повышения корпоративной культуры банка на его конкурентоспособность / А. А. Карамышева, О. С. Зиниша, С. Г. Карамышева // Проблема модернизации российской экономической системы в санкционных условиях: Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции. — Стерлитамак, 2017. — С. 8–10.

4. ГАРАНТ: информационно-правовой портал [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.garant.ru/ (дата обращения: 15.11.2019).

5. КонсультантПлюс: надежная правовая поддержка [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/ (дата обращения: 17.10.2019).

6. Корчагин Ю. А. Деньги, кредит, банки. — М.; Р-н/Д: Феникс, 2016. — 348 c.

7. О банках и банковской деятельности: Федеральный закон Российской Федерации от 2 декабря 1990 г. № 17-ФЗ (принят Госдумой 24 декабря 1990 г.: по сост. на 14 марта 2013 г.). — М.: Бюро Печати, 2013. — 48 с.

8. О Центральном банке Российской Федерации (Банке России): Федеральный закон Российской Федерации от 10.07.2002 № 86-ФЗ (в ред. Федерального закона от 10.01.2003 № 5-ФЗ, от 25.11.2009 № 281-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 22.09.2009 № 218-ФЗ) (принят Госдумой 12 июня 2002 г.) // КонсультантПлюс: Версия Проф. — Справ.-прав. система.

9. Семибратова О. И. Банковское дело: Учеб. для учащихся нач. проф. образования.— М.: ИЦ Академия, 2017. — 224 c.

Вопросы регулирования финансовых рынков единым структурированным органом считаются одним из предметов научного и практического изучения во многих странах на протяжении уже нескольких десятилетий.

Первыми на такой шаг решились страны Северной Европы. К ним относятся Норвегия, которая провела реформирование своей банковской структуры в 1986 г., Исландия и Дания — в 1986 г., а также Швеция — в 1991 г. [5]. Из стран Западной Европы Великобритания стала первой. В 1997 г. в Великобритании было создано Агентство по финансовым услугам как единый регулятор финансовых отношений.

В Российской Федерации на протяжении достаточно длительного промежутка времени надзорные и контрольные функции за субъектами финансовых рынков были предоставлены разным органам.

К ним относятся:

1. Главный банк страны — Центральный банк Российской Федерации.

2. Федеральная служба по финансовым рынкам России (ФСФР).

Вышеперечисленные органы недостаточно полно позволяли оценивать положение на финансовых рынках лишь потому что, что они выполняли функции отдельных его элементов [1]. Были необходимы наблюдение и мониторинг происходящих процессов на рынке финансовых услуг, которые охватывали бы все аспекты финансовых рынков.

В 2007–2008 гг. сложилась ситуация, когда нужно было получать публично раскрываемую и достоверную информацию о деятельности рынков. Кризис в области финансовых отношений показал несовершенство существующей системы надзора и контроля [4].

Эта кризисная ситуация была связана с развитием у отечественных банковских институтов фиктивных вкладов, которые якобы направлялись на ложное урегулирование ситуации между ЦБ РФ и коммерческими банками.Такой коллапс оказывал пагубное воздействие на работу всех сфер деятельности России. Экономисты считают, что банковская система выступает главным составляющим компонентом в сфере экономических отношений, она составляет кровеносную систему любого государства, без которой невозможно совершать финансовые операции и перераспределение денежных ресурсов общества в те сферы, где они действительно необходимы больше всего. Для преодоления кризисной ситуации необходимо было проводить реформы в данной области.

Для Цитирования:
Зиниша О. С., Конарева Е. С., Тащилина Ю. В., Регулирование финансовых отношений Центральным Банком Российской Федерации. Валютное регулирование. Валютный контроль. 2019;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: