По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 331.2:631.1 DOI:10.33920/sel-06-2112-01

Региональный опыт адаптации Стандартов достойной заработной платы в сельском хозяйстве: анализ и оценка

В. Н. Кирьянова канд. экон. наук, ведущий научный сотрудник отдела экономики труда, ВНИОПТУСХ — филиал ФГБНУ ФНЦ ВНИИЭСХ, E-mail: vernik32@mail.ru

В статье рассматривается вопрос о степени адаптации Стандартов достойной заработной платы в отрасли сельского хозяйства как одного из важных инструментов повышения доходности труда в сельском хозяйстве. Для решения этой задачи автор анализирует и проводит сравнительную оценку содержания отраслевых трудовых соглашений на предмет отражения в них социальных гарантий по достойной оплате труда работников отрасли в ряде субъектов РФ. Кроме того, приводится аналитический материал по степени практической реализации социальных гарантий как основы Стандартов достойной заработной платы с использованием статистических группировок субъектов РФ по ряду показателей. К примеру, по соотношению минимального размера оплаты труда (МРОТ) и прожиточного минимума (ПМ), а также среднего размера оплаты труда и прожиточного минимума; дана их динамика по годам. Кроме того, автор статьи считает, что для получения более полного представления о реализации Стандартов достойной заработной платы в отрасли требуется изучение практики их применения на уровне предприятий и организаций с целью оценки степени реализации социально-правовых гарантий при заключении коллективных договоров непосредственно в организациях. Это будет являться следующим этапом исследования адаптации Стандартов достойной заработной платы.

Литература:

1. Полянская С. Г. Регулирование заработной платы на основе социального партнерства // Социально-экономические проблемы и перспективы развития трудовых отношений в инновационной экономике: материалы междунар. науч.-практ. конф., 22 апр. 2016 г. — Омск, 2016. — С. 28–32.

2. Стандарты достойного труда. Приложение № 1, 2 к постановлению исполкома ФНПР № 5-1 от 22.08.2012. — 2018. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.fnpr.org/docs/FNPR_5-1_PI.doc (дата обращения: 23.05.2018).

3. Постановление исполкома ФНПР от 22.08.2012 № 5-1 «О формах проведения акции профсоюзов в 2012 году в рамках Всемирного дня действий "За достойный труд"».

4. Государственная статистика, ЕМИСС. Официальные статистические показатели [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.fedstat.ru/indicator/43008.

5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года». — 2018 [Электронный ресурс].

Реализация Стандартов достойной заработной платы (далее — Стандарты) как инструмента повышения доходности труда в сельском хозяйстве:

1. Социальные гарантии, закрепленные в Стандартах достойной заработной платы, — одно из направлений повышения доходности труда в сельском хозяйстве.

2. Сравнительная оценка основных социальных гарантий на соответствие их достойной заработной плате по региональным отраслевым соглашениям субъектов РФ.

3. Степень адаптации Стандартов достойной заработной платы представлена по каждой из семи социальных гарантий в региональном аспекте.

4. Один из инструментов реализации социальных гарантий по достойной заработной плате — это отраслевые региональные соглашения по АПК.

5. Выявлены проблемы на отраслевом уровне в регулировании заработной платы, определена относительно положительная динамика в движении к увеличению степени гарантий справедливой оплаты в отрасли.

В сфере регулирования заработной платы существуют и реализуются социально-трудовые отношения, определенные на каждом из уровней социального партнерства. В российской модели этих отношений сложилась многоуровневая система данного партнерства. Она состоит из шести уровней и видов соглашений, на каждом из них существует процесс коллективных переговоров. Участниками данных переговоров являются:

- представители органа федеральной исполнительной власти РФ, общероссийские объединения профсоюзов и работодателей на федеральном уровне;

- региональные органы исполнительной власти, региональные объединения работодателей и профсоюзов на уровне регионов;

- орган исполнительной власти, объединение работодателей и объединение профсоюзов на отраслевом уровне;

- представители муниципальной власти, территориальные объединения профсоюзов и работодателей на муниципальном уровне;

- представители трудового коллектива и работодатели на уровне предприятий [1].

В процессе исследования использовались методы абстрактно-логического мышления, экономико-статистического анализа, статистических группировок.

Для Цитирования:
В. Н. Кирьянова, Региональный опыт адаптации Стандартов достойной заработной платы в сельском хозяйстве: анализ и оценка. Нормирование и оплата труда в сельском хозяйстве. 2021;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: