По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Региональные пассажирские поезда: сферы применения

Вакуленко С.П. директор Института управления и информационных технологий МГУПС (МИИТ)
Егоров П.А. начальник Центра развития инфраструктуры, технологий, бизнеса вокзальных и транспортно-пересадочных комплексов МГУПС (МИИТ)
Колин А.В. начальник Научно-образовательного центра «Независимые комплексные транспортные исследования» МГУПС (МИИТ)

Повысить эффективность работы пассажирского комплекса можно за счет изменения подходов к категорированию поездов.

При перевозке пассажиров в дальнем и пригородном сообщении действуют принципиально различные перечни системообразующих факторов: ограничение маршрутов следования пригородных поездов дальностью в 200 км, обязательная резервация при приобретении билета в вагон пассажирского поезда дальнего следования, значительно различающаяся тарифная политика, более широкий спектр категорий граждан, имеющих право льготного проезда в пригородном сообщении, нежели чем в дальнем, а также порядок заказа и определения потребности в перевозках, система организации перевозок, дальность перевозки и используемый подвижной состав, тарифная политика, права и обязанности потребителей транспортных услуг.

Например, стоимость проезда пассажира по маршруту СанктПетербург — Волховстрой (123 км) в пригородном поезде составляет 312 руб., в пассажирском нефирменном поезде: в плацкартном вагоне — 908 руб., в купейном — 810 руб., в пассажирском фирменном вагоне: в плацкартном вагоне — 1198 руб., в купейном — 1622 руб. Очевидно, что такая стоимость (тарифы) на проезд в пассажирских поездах является заградительной, поэтому пассажиры для поездок на короткие расстояния пассажирскими поездами дальнего следования практически не пользуются. Однако во многих случаях им нет альтернативы ввиду небольших размеров движения пригородных поездов или их отсутствия, и выбор пассажира делается в пользу автомобильного транспорта. С другой стороны, высокие тарифы на поездку в пассажирских поездах дальнего следования приводят к тому, что зачастую транспортный сервис дальних пассажирских перево-зок дублируется маршрутами пригородных поездов.

Из-за ограничений следования пригородных поездов на маршрутах с дальностью свыше 200 км, высоких тарифов и обязательной резервации мест при проезде на небольшие расстояния (до 200–700 км) в пассажирских поездах дальнего сообщения ниша удовлетворения спроса на перевозку пассажиров на эти расстояния практически не освоена.

В обычную практику вошло курсирование пассажирских поездов с периодичностью обращения через день, 1–4 раза в неделю, 1 раз в четыре дня, 1 раз в шесть дней и даже с формулировкой «по датам», подразумевающей еще более редкую периодичность.

Для Цитирования:
Вакуленко С.П., Егоров П.А., Колин А.В., Региональные пассажирские поезда: сферы применения. Железнодорожник. 2022;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: