Каждая компания хотя бы раз в своей истории испытывала трудности, сравнимые с состоянием краха. Кризис за пределами или внутри организации приводит к панике среди людей, неразберихе среди руководства и общей неопределенности в собственном будущем. Чтобы подняться, нужно найти точку опоры. В нашей статье роль этой опоры будет играть корпоративная культура.
Корпоративная культура — это система моделей, шаблонов и закономерностей в поведении, принятых коллективом компании в качестве наиболее эффективных и приемлемых в данной среде. Формируется такая система в процессе адаптации с внешней реальностью и внутренними процессами организации. Все это происходит как на стадиях проектирования организации бизнеса, так и во время дальнейшего развития, эволюции компании. Корпоративная культура включает в себя следующие компоненты:
• принятая система управления;
• нормы и правила преодоления конфликтных ситуаций;
• рабочая схема взаимообена информацией в коллективе;
• положение отдельно взятого сотрудника в организации, будь то в иерархической или горизонтальной структуре;
• ролевое взаимодействие и принципы гендерно-межнациональных аспектов;
• знаки причастности к организации: девизы, рамки общения, ритуалы, дресс-код, символика, атрибутика.
Когда в компании не задумываются о предназначении корпоративной культуры и не формулируют ее простым для сотрудников языком, то можно ожидать ее скорого развала. Существует даже Кодекс Корпоративного управления компанией, в котором есть множество рекомендаций по ведению внутрикорпоративной жизни организации. Но вернемся к первой мысли.
Когда‑то давно, вот уж почти 30 лет назад крупная международная корпорация IBM оказалась на грани банкротства и краха. Целая империя, насчитывавшая сотни тысяч сотрудников по всему земному шару, катилась в пропасть, а весь мир за этим наблюдал и ждал исхода.
Компания стала проигрывать лидирующую позицию на рынке высокотехнологичной электроники другой корпорации под руководством Билла Гейтса — Microsoft. Это были условия, когда на кону судьбы почти полумиллиона людей, которые должны были бы потерять свои рабочие места и остаться без дела.