На реформу ценообразования возлагают большие надежды специалисты строительной сферы в самых различных ее направлениях. Методические и нормативные документы, действующие уже длительное время, по объективным причинам нуждаются в их пересмотре. Также нужны и принципиально новые решения. Здесь следует учесть и требования Федеральной контрактной системы, где планированию и предварительным расчетам бюджетных расходов уделяется отдельное внимание, а также задачи повышения прозрачности этих расходов и др.
В данном номере журнала рассказывается, что реформа системы ценообразования и сметного нормирования в строительстве, объявленная Минстроем России в конце 2015 г., получила широкий резонанс в профессиональном сообществе и подвергается публичным обсуждениям негативного характера. В частности, критикуется ограниченная направленность реформы — преобразование и отражение в государственной информационной системе только сметных нормативов, не позволяющие выйти за рамки сметного ценообразования и производить планирование капитальных вложений, формировать контрактные отношения, учитывать фактические затраты и т. д. Отрицательно воспринимается отсутствие в концепции конкретных действий, новых нормативных правовых и методических документов, исполнителей, сроков, понятных результатов реформы. И эта позиция не субъективна.
Портал www.400days.ru — «Реформа системы ценообразования в строительстве РФ за 400 дней» — отмечает, что, согласно информации о заключенных контрактах на работы по совершенствованию системы ценообразования, привлечены профессионалы с суммой работ на 252,9 млн руб. (40 %) и любители с суммой на 373 млн руб. (60 %). Вся эта ситуация позволяет лишь надеяться на то, что компетентные специалисты смогут внести необходимый вклад в развитие ценообразования в строительстве. Абсолютного вакуума здесь нет. Региональный опыт показывает множество отработанных решений в области методологии сметных расчетов. Представители федеральных структур будут вынуждены к нему обращаться, и отдельные примеры такого взаимодействия уже имеются.