По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.26

Реформа московского здравоохранения. Экспертное мнение

Резюме. Среди мероприятий по повышению эффективности здравоохранения, реализуемых в российских регионах, в центре общественного внимания оказались преобразования, проведенные в 2012–2015 гг. в московском здравоохранении. В статье дано экспертное мнение о реформе здравоохранения г. Москвы.

При самом высоком в стране уровне подушевого государственного финансирования (см. рис.1) и кадровой обеспеченности здравоохранение Москвы по уровню его организации отстало от передовых российских регионов в формировании более эффективной системы оказания медицинской помощи.

На Рис.1 представлены данные по утвержденной стоимости территориальных программ государственных гарантий в сфере медицинских услуг в сравнении с среднероссийскими нормативами, определенными соответствующим постановлением правительства РФ на 2017 год (см. слева). Общее финансирование программы государственных гарантий, в расчете на 1 жителя (а по средствам ОМС на 1-но застрахованное лицо) составляет 25 644,73 руб., что более чем в 2 раза превышает федеральный норматив. При этом расходы помимо территориальной программы ОМС (бюджетные обязательства г. Москвы по финансированию расходов на социально-значимые заболевания, льготные лекарства и инвестиционные расходы на лечебную сеть) составляют 10 401,19 руб., что в три раза превышает государственный норматив финансового обеспечения этих расходов, и во много раз превышает расходы в других, менее обеспеченных субъектах РФ (по сравнению с Рязанской областью расходы Москвы из бюджета выше в 6,5 раз). В рамках реализации территориальной программы ОМС г. Москва имеет самый высокий размер субвенции из Федерального фонда ОМС — 167,7 млр.руб. Второй, по численности застрахованных лиц, субъект РФ — Московская область, получает субвенцию в размере 77,6 млр.руб. Субвенция в 1,5 раза превышает финансовый норматив базовой программы ОМС (8 896 рублей на одно застрахованное лицо).

Дополнительно к субвенции федерального фонда ОМС, бюджет г. Москвы направляет в свой территориальный фонд ОМС дополнительные средства в размере 1 744,5 руб. на одно застрахованное лицо.

Качество и доступность бесплатной медицинской помощи вызывали очень большие нарекания у жителей города. Развитие медицинских технологий и рост информированности о них граждан сформировали более высокие притязания к системе здравоохранения. Этому способствовали и более высокая по сравнению с другими регионами доля населения с высшим образованием и относительно высокими доходами. Исследование НИУ ВШЭ, проведенное в 2014 г., показывает, что в дилемме «улучшение качества или сохранение территориальной доступности медицинской помощи» 65 % жителей Москвы отдают предпочтение качеству, в то время как в целом по стране — 55 %1. Между тем реальные возможности проведения обследований и лечения с помощью новых технологий очень в малой степени отвечали растущим требованиям к качеству медицинской помощи.

Для Цитирования:
Шишкин С.В., Реформа московского здравоохранения. Экспертное мнение. Экономист лечебного учреждения. 2017;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: