По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 332

Реформа квот МВФ: небольшие итоги

А. М. Умаров Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, 117997, г. Москва, Стремянный пер., 36. E-mail: umarovahmad@yandex.ru

Реформа квот и управления МВФ, которая была запущена еще в 2010 г., наконец вступила в силу. Она должна помочь усилить позиции развивающихся экономик, укрепить законность процесса принятия решений и дать фонду новые ресурсы для лучшего реагирования на будущие кризисы. Международный валютный фонд (МВФ) планирует до весны 2019 года реформировать систему финансового присутствия государств в организации в пользу стран БРИКС.

Одним из важных моментов, на который стоит обратить внимание при рассмотрении структуры Международного валютного фонда, – это тот факт, что на долю каждой страны приходится определенная квота, выражающая ее уровень влияния на принятие важных решений в Фонде. Данная квота представлена в количестве специальных прав заимствования у каждой страны (СДР далее). Квота государств – членов МВФ, определяемая на основании экономических показателей, определяет объем их прав и обязанностей как членов МВФ. На данный момент доля голосов в МВФ представлена в следующем порядке (рис. 1).

На рис. 1 видно, что Россия и Индия имеют равный процент голосов, по 3 %. Самый большой процент приходится на США, Японию и Китай: 17 %; 6 % и 6 %. Но так было не всегда. С наступлением 21 века многие развивающиеся страны начали задумываться над увеличением своей квоты в Фонде.

Было несколько этапов увеличения квот определенных стран в Фонде. Как было отмечено выше, количество голосов рассчитывается путем подсчета определенных экономических показателей. Далее будет представлена схема распределения голосов (рис. 2).

Как видно из схемы, на самом деле были предприняты определенные инструменты для увеличения доли квот развивающихся стран. Доля Китая увеличилась на 27 %, у Мексики – на 22 % и у Турции – на 24 %. Однако совокупная доля развивающихся стран возросла всего с 36,3 до 36,8 %. Это может свидетельствовать о прогрессе участия развивающихся стран в МВФ, однако влияние крупных развитых экономик оказывает большее влияние на участие развивающихся стран в организации, нежели чем официальные принятые решения и процедуры.

Влияние стран БРИКС на реформы в МВФ и изменение отношения западных стран к реформе в МВФ

Важными моментами являются этапы становления БРИКС как инструмента влияния на систему квот МВФ. Данной группой был создан свой собственный банк из средств стран-членов. Далее данной группой были предложены определенные меры по улучшению квотной системы. Эти меры в первую очередь предполагали изменение формулы для вычисления квоты. Существующая формула на основе «открытости» не учитывала положение развивающихся стран. В основе согласованной позиции БРИКС и группы 20 лежит убеждение, что объем ВВП наилучшим образом отражает экономический вес страны. При этом акцент делается на том способе, каким ВВП отдельных стран, рассчитанные в национальных валютах, приводятся к общему знаменателю. Традиционно для этого используется текущий рыночный курс. Но валюты развивающихся стран, как правило, серьезно недооценены по отношению к доллару США, в котором осуществляются все международные сопоставления. В большинстве случаев страны Западной Европы и США отказывались от предложенных реформ, так как они шли в разрез с их интересами. Однако первый предложенный пакет реформ был в итоге принят остальными участниками, представляющими развивающиеся страны. Последняя страна, которая ратифицировала соглашение, – США.

Для Цитирования:
А. М. Умаров, Реформа квот МВФ: небольшие итоги. Валютное регулирование. Валютный контроль. 2018;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: