По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Реформа культурногуманитарного направления французской дипломатии

Левицкий В. Б. заместитель начальника Управления международного сотрудничества Аппарата Государственной Думы РФ; e-mail: vlevitsky@list.ru.

Культурно-гуманитарное направление внешней политики становится существенной составляющей дипломатии развитых стран, имеющих геополитические интересы и связанные с ними внешнеэкономические связи. Франция — одна из передовых стран в этом отношении, имеющая глубокие исторические корни культурной дипломатии — с 2010 г. проходит этап глубокой реформации этого направления, включающего культурные, научные, студенческие и другие обмены, аудиовизуальную сферу, помощь бизнесу, техническую экспертизу и иные направления. Ее опыт может быть востребован для использования во внешней политике Российской Федерации.

Литература:

1. Nye J. Bound to Lead: The Changing Nature of American Power. — New York. Basic Books, 1991.

2. The Soft Power 30. A lobal Ranking of Soft Power 2017. [Электронный ресурс]. URL: https://softpower30.com / wp-content / uploads / 2017 / 07 / The-Soft-Power30-Report-2017-Web-1.pdf (22.11.2018 г.).

3. The Soft Power 30. A lobal Ranking of Soft Power 2018. [Электронный ресурс]. URL: https://softpower30.com / wp-content / uploads / 2018 / 07 / The-Soft-Power30-Report-2018.pdf (22.11.2018 г.).

4. Хачатурян Д. А. Политика «мягкой силы» Франции в отношении Армении. Дисс…. на соиск. ученой степени канд. ист. наук. — М.: РУДН, 2017.

5. Загрязкина Т. О. Франция в культурологическом аспекте. — М.: Стратегия. 2007.

6. Материалы совещания послов и постоянных представителей Российской Федерации (30 июня — 1 июля 2016 г.). МИД Российской Федерации. — М., 2016.

7. Дубинин Ю. В. Дипломатическая служба Франции / Ю. В. Дубинин // Дипломатия иностранных государств: учеб. пособие / под ред. Т. В. Зоновой; МГИМО (У) МИД РФ. — М.: РОССПЭН, 2004.

8. Никольсон Г. Дипломатическое искусство. — М., 1962.

9. Попов В. И. Современная дипломатия, теория и практика. — М., 2000.

10. Зверева Т. В. Внешняя политика современной Франции. — М.: Канон+, 2014.

11. Бажанов Е. П., Бажанова Н. Е. Международные отношения в XXI веке. — М.: Восток-Запад, 2011.

12. Jean-Michel Bucheron, Jaques Myard. Rapport d’information sur les vecteurs privés d’infl uence dans les relations internationales. Assemblée nationale. 28 octobre 2011. [Электронный ресурс]. URL: http://www.assemblee-nationale.fr / 13 / rap-info / i3851.asp (13.08.2018).

13. Albert Salon. Action culturelle de la France dans le monde. Edition Fernand Nathan. — Paris, 1983.

14. Косенко С. И. Мягкое могущество в твёрдой упаковке. Особенности культурной политики Франции. — М.: МГИМО, 2011.

15. Alain Juppé et Louis Schweitzer. La France et l’Europe dans le monde. Livre blanc sur la politique étrangère et européenne de la France 2008–2020. Documentation française. 2008.

16. Nicolas Tenzer. L’expertise internationale au coeur de la diplomatie et de la coopération du XXI siècle. Instruments pour une stratégie française de puissance et d’infl uence. Rapport au Premier Ministre, Ministère de l’Economie, de l’Industrie et de l’Emploi, Ministère des Aff aires étrangères et euopéennes, Ministère du Budget, des Comptes et de la Fonction publique. 2008.

17. Ministère des Aff aires étrangères. Zoom, la politique culturelle extérieure: une priorité de la France. — Paris, 2009.

18. D. Haize. L’action culturelle et de coopération de la France à l’étranger: un réseau, des hommes. L’Harmattin. 2012.

19. N. Herzberg. M. Kouchner, contraint de retarder de « quelques mois» sa réforme du réseau culturel français à l’étranger // Le Monde, 18 juillet 2009.

20. Arrêté du 6 janvier 2011 fi xant la liste des postes participant à l’expérimentation du rattachement à l’Institut Français du réseau culturel de la France à l’étranger. [Электронный ресурс]. URL: https://www.legifrance.gouv.fr / eli / arrete / 2011 / 1 / 6 / MAEA1100290A / jo / texte / fr (01.05.2019).

21. Jacques Legendre, Hélène Conway-Mouret. Rapport d’information sur le contrat d’objectifs et de moyens 2017–2019 de l’Institut français. Sénat.

22. L’expérimentation de l’Institut français ne sera pas étendue. Le Monde du 23 octobre 2013. [Электронный ресурс]. URL: http://www.lemonde.fr / culture / article / 2013 / 10 / 23 / l-experimentation-desinstituts-francais-ne-sera-pas-etendue_3501206_3246.html (12.09.2018 г.).

23. Jacques Legendre, Hélène Conway-Mouret. Rapport d’information sur le contrat d’objectifs et de moyens 2017–2019 de l’Institut français. Sénat.

24. Loi n°2014–773 du 7 juillet 2014 d’orientation et de programmation relative à la politique de développement et solidarité internationale. [Электронный ресурс]. URL: https://www.legifrance.gouv.fr / affi chTexte.do?cidTexte= JORFTEXT000029210384&categorieLien=id (29.06.2018).

25. Décret n°2014–1656 du 29 décembre 2014 relatif à l’Agence française d’expertise technique internationale. [Электронный ресурс]. URL: https://www.legifrance.gouv.fr / affi chTexte.do?cidTexte= LEGITEXT000030087369 (29.06.2018).

26. Jean-Pierre Vial, Marie-Françoise Perol-Dumont. La pousuite de la réforme de l’expertise internationale française. Rapport d’information. Sénat. 24.01.2018.

27. Marion Lenne. Rapport d’information sur le projet de contrat d’objectifs et de moyens de Campus France // Assemblée national. 30 novembre 2017.

28. Marion Lenne. Rapport d’information sur le projet de contrat d’objectifs et de moyens de Campus France // Assemblée national. 30 novembre 2017.

29. PLF 2018 — Extrait du bleu budgétaire de la mission: Action extérieure d’Etat. Programme 185: diplomatie culturelle et d’infl uence.

30. Marcel Rogemont. Rapport d’information sur le projet du contrat d’objectifs et de moyens 2016–2020 de France Média Monde. Assemblée nationale. 7 décembre 2016.

31. Poletti Bérengère, Rodrigue Kokouendo. Raport d’information sur l’aide publique de développement. Assemblée nationale. 2018.

32. «Agence françaisde de développement a les mains propres et agit pour les populations» // Le Monde. 18.09.2018.

33. Yvon Collin, Jean-Claude Requier. Rapport général sur le projet de loi de fi nances pour 2018. Tome III. Annexe 4. Aide publique au développement. Compte de concours fi nancier. Prêts et états étragers. [Электронный ресурс]. URL: http://www.senat.fr / rap / l17-108-34 / l17-108-340.html (7.10.2018).

34. [Электронный ресурс]. URL: https://www.one.org / fr / presse / 6-candidatsdeclares-cap-avant-le-1er-tour-point-sur-les-engagements-des-candidats-pourla-solidarite-internationale / (7.10.2018).

35. Discours du Président de la République à la conférence des Ambassadeurs 27 août 2018. [Электронный ресурс]. URL: http://www.elysee.fr / declarations / article / discours-du-president-de-la-republiquea-la-conference-des-ambassadeurs / (25.09.2018).

36. Loi n°90–588 du 6 juillet 1990 portant création de l'Agence pour l'enseignement français à l'étranger. [Электронный ресурс]. URL: https://www.legifrance.gouv.fr / affi chTexte.do?cidTexte= LEGITEXT000006071201 (07.10.2018).

37. Vincent Delahaye, Rémi Féraud. Rapport d’information sur le réseau de l’enseignement français à l’étranger. Sénat. 2018. [Электронный ресурс]. URL: http://www.senat.fr / rap / r17–689 / r17–6891.pdf (8.10.2018).

38. [Электронный ресурс]. URL: https://www.diplomatie.gouv.fr / fr / services-auxcitoyens / preparer-son-expatriation / scolarite-en-francais / article / agence-pour-lenseignement-francais-a-l-etranger-aefe (8.10.2018).

39. L’enseignement français à l’étranger. Agence pour l’enseignement français à l’étranger. Paris. 2018. [Электронный ресурс]. URL: http://www.aefe.fr / sites / default / fi les / asset / fi le / 2018–02-aefebrochure-presentation-format-web.pdf (8.10.2018).

40. [Электронный ресурс]. URL: http://www.elysee.fr / declarations / article / transcription-du-discours-dupresident-de-la-republique-a-l-institut-de-france-pour-la-strategie-sur-lalangue-francaise / (9.10.2018).

41. Ordonnance n° 2014–1555 du 22 décembre 2014 portant fusion de l'Agence française pour les investissements internationaux et d'UBIFRANCE, Agence française pour le développement international des entreprises. [Электронный ресурс]. URL:https://www.legifrance.gouv.fr / affi chTexte.do?cidTexte= JORFTEXT000029953666&categorieLien=id (10.10.2018 г.).

42. Plagnifi er vos actions à l’international en 2019. Business France. 2018.

43. Флиссак К. А. Место и роль экономической дипломатии во внешнеэкономической политике Франции. Наука XXI века. Актуальные направления развития. — Самарский государственный экономический университет, 2016.

44. Perre Cordier, Denis Masséglia. Rapport d’information sur la diplomatie économique. Assemblée nationale. 2018. [Электронный ресурс]. URL: http://www.assemblee-nationale.fr / 15 / pdf / rap-info / i1241.pdf (16.10.2018).

45. Информация с сайта МИД Франции, раздел «Экономическая дипломатия». [Электронный ресурс]. URL: https:// www.diplomatie.gouv.fr / fr / politique-etrangere-de-la-france / diplomatieeconomique-et-commerce-exterieur / soutenir-les-entreprises-francaises-a-letranger / un-plan-d-action-pour-l-ensemble-du-ministere / mettre-en-oeuvrecollectivement-la-diplomatie-economique-les-partenaires-du / acteurs-territoriauxet-diplomatie-economique / article / business-france (11.10.2018 г.).

46. Marion Lenne. Rapport d’information sur le projet de contrat d’objectifs et de moyens de Campus France. Assemblée national. 30 novembre 2017.

47. LOI n° 2009–258 du 5 mars 2009 relative à la communication audiovisuelle et au nouveau service public de la télévision [Электронный ресурс]. URL:https://www.legifrance.gouv.fr / affi chTexte.do?cidTexte= JORFTEXT000020352071&dateTexte=&categorieLien=id (11.10.2018 г.).

Культурная, экономическая, молодежная и другие аспекты внешней политики, которые объединяют под различными наименованиями, становятся все более и более важными инструментами для усиления влияния развитых стран на всех континентах. Системная работа на этих направлениях позволяет готовить плацдармы для продвижения их политических и экономических интересов путем завоевания и поддержания интереса национальных элит к той или иной культуре, языку, способу ведения дел, правовой системе, техническим нормам и правилам и т. д., а также существенно экономить при проведении внешнеполитических акций для решения разнообразных задач.

В 2017 г. Soft Power Ranking в своем ежегодном рейтинге поставила Францию на 1-е место, следом за ней — Великобританию и США, Россия — на 26-м месте сразу за Китаем [2, с. 40]. В 2018 г. Франция заняла вторую позицию между Великобританией и Германией [3, с. 42]. Можно спорить о методологии ранжирования, но все же показатель Франции вызывает уважение.

В данной работе для обозначения культурных, гуманитарных, экономических аспектов внешней политики предлагается термин культурно-гуманитарное направление дипломатии, предложенный Г. М. Гатиловым на совещании послов и постоянных представителей Российской Федерации в 2016 г. [6].

Дипломатическая служба Франции является одной из древнейших на Европейском континенте. На протяжении столетий французы зарекомендовали себя мастерами дипломатического искусства, умением использования возможностей дипломатии для увеличения веса и влияния своей страны на международной арене [7, с. 38]. Начиная с XVII в., они дают пример, которому последовали все другие европейские государства [8, с. 74], включая Россию. Вплоть до начала XX столетия французская дипломатическая служба была самой разветвленной по сравнению с аналогичными структурами других стран, а французский язык являлся общепринятым языком дипломатического общения. Наработки французской внешней политики во многом стали основой дипломатической науки. Являясь одной из основоположников современной мировой дипломатии, она оказала огромное влияние на дипломатию сегодняшнего дня [9, с. 275].

Для Цитирования:
Левицкий В. Б., Реформа культурногуманитарного направления французской дипломатии. Дипломатическая служба. 2019;3.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: