Культурная, экономическая, молодежная и другие аспекты внешней политики, которые объединяют под различными наименованиями, становятся все более и более важными инструментами для усиления влияния развитых стран на всех континентах. Системная работа на этих направлениях позволяет готовить плацдармы для продвижения их политических и экономических интересов путем завоевания и поддержания интереса национальных элит к той или иной культуре, языку, способу ведения дел, правовой системе, техническим нормам и правилам и т. д., а также существенно экономить при проведении внешнеполитических акций для решения разнообразных задач.
В 2017 г. Soft Power Ranking в своем ежегодном рейтинге поставила Францию на 1-е место, следом за ней — Великобританию и США, Россия — на 26-м месте сразу за Китаем [2, с. 40]. В 2018 г. Франция заняла вторую позицию между Великобританией и Германией [3, с. 42]. Можно спорить о методологии ранжирования, но все же показатель Франции вызывает уважение.
В данной работе для обозначения культурных, гуманитарных, экономических аспектов внешней политики предлагается термин культурно-гуманитарное направление дипломатии, предложенный Г. М. Гатиловым на совещании послов и постоянных представителей Российской Федерации в 2016 г. [6].
Дипломатическая служба Франции является одной из древнейших на Европейском континенте. На протяжении столетий французы зарекомендовали себя мастерами дипломатического искусства, умением использования возможностей дипломатии для увеличения веса и влияния своей страны на международной арене [7, с. 38]. Начиная с XVII в., они дают пример, которому последовали все другие европейские государства [8, с. 74], включая Россию. Вплоть до начала XX столетия французская дипломатическая служба была самой разветвленной по сравнению с аналогичными структурами других стран, а французский язык являлся общепринятым языком дипломатического общения. Наработки французской внешней политики во многом стали основой дипломатической науки. Являясь одной из основоположников современной мировой дипломатии, она оказала огромное влияние на дипломатию сегодняшнего дня [9, с. 275].