По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Рефлексивная трансформация преподавательского продукта к 100-летию Государственного университета управления и 40-летию создания кафедры социологии и психологии управления

Юрий Красовский профессор кафедры социологии и психологии управления Государственного университета управления, доктор социологических наук, лауреат премии Правительства РФ 2011 г. в области образования, науки и культуры

В статье раскрывается новое понимание образовательно-обучающего процесса на основе введения ключевого понятия «преподавательский продукт». Автор анализирует собственный опыт преподавания в бакалавриате и магистратуре в заключительный период реформации высшей школы, раскрывая социально-психологические феномены, возникающие в обучаемой среде. В статье демонстрируются новые визуаграфические возможности обучения в проблемном поле преподавательского продукта, где формируется рефлексивная педагогика вуза.

Литература:

1. Красовский Ю.Д. Кризисная ситуация перехода к электронному обучению в вузе. Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы. Материалы Х международной научно-практической конференции. Ч. 1. Москва, РУДН, 20–21 апреля 2017 г. — С. 261–266.

2. Красовский Ю.Д. Рефлексивная педагогика вуза. Монография. — М.: ИНФРА-М, 2018. — 191 с.

3. Сенашенко В.С. О реформировании российской системы высшего образования. Материалы Х международной научно-практической конференции. Ч. 1. Москва, РУДН, 20–21 апреля 2017 г. — С. 11–15.

Понятие «преподавательский продукт» сформулировано в связи с переходом вузов в систему рыночных отношений, когда обучение и образование стали ассоциироваться у студентов бакалавриата и магистратуры с особым видом услуг. Такое понимание сформировалось и в результате разработки четырёх разновидностей учебных программ ФГОС, макеты которых были «спущены» вузам Министерством образования и науки РФ за последние пять-шесть лет. Особое внимание в этих макетах уделялось формированию компетенций студентов бакалавриата. Однако сформировать уровень компетенций в формате «знают, умеют, владеют» можно только в шаблонном варианте.

В самом деле, студент бакалавриата в каждом семестре изучает 7–9 различных учебных дисциплин. Если за один учебный день в самосознании студента четыре раза происходит быстрое переключение от одной учебной дисциплины к другой, то запоминать материал каждой дисциплины он может только временно, так как переходит в режим переключения на следующую учебную дисциплину, даже если лекции подкрепляются практическими занятиями. В результате у студента возникает индивидуализированный психологический феномен «каши в голове». А если он к тому же редко посещает занятия, то у него этот феномен сопровождается знаниевыми «разрывами».

Психологически эти два феномена могут виртуально преодолеваться студентом только путём сбрасывания полученной от преподавателя информации по каждой учебной дисциплине в мобильник, где он может её как-то унифицировать к экзаменам или зачётам.

Те студенты, которые всегда посещают занятия, могут делиться своими «кладовыми» виртуальных знаний с теми, кто их пропускал. И тогда они оказываются на экзаменах или зачётах почти в равных позициях. Но здесь возникает следующий социально-психологический феномен: студенты могут продавать свои виртуальные знания за деньги или какие-то услуги. Но какие-то компетенции на уровне знаний всё же формируются. Они активизируются во время подготовки к экзаменам или зачётам, а через три-четыре дня «перекрываются» другими знаниями, когда студент готовится к другому экзамену. Вот так преподавательский продукт в формате знаний может трансформироваться в самосознании и поведении студентов. Но при этом в самосознании студентов всё же формируется «знаниевая эрудированность», которая накапливается спонтанно в туманных «связках» с другими знаниями. Выпускные работы студентов бакалавриата помогают придать им определённую направленность, которая может удерживаться в памяти долгий срок.

Для Цитирования:
Юрий Красовский, Рефлексивная трансформация преподавательского продукта к 100-летию Государственного университета управления и 40-летию создания кафедры социологии и психологии управления. Ректор ВУЗа. 2018;1-2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: