Понятие «преподавательский продукт» сформулировано в связи с переходом вузов в систему рыночных отношений, когда обучение и образование стали ассоциироваться у студентов бакалавриата и магистратуры с особым видом услуг. Такое понимание сформировалось и в результате разработки четырёх разновидностей учебных программ ФГОС, макеты которых были «спущены» вузам Министерством образования и науки РФ за последние пять-шесть лет. Особое внимание в этих макетах уделялось формированию компетенций студентов бакалавриата. Однако сформировать уровень компетенций в формате «знают, умеют, владеют» можно только в шаблонном варианте.
В самом деле, студент бакалавриата в каждом семестре изучает 7–9 различных учебных дисциплин. Если за один учебный день в самосознании студента четыре раза происходит быстрое переключение от одной учебной дисциплины к другой, то запоминать материал каждой дисциплины он может только временно, так как переходит в режим переключения на следующую учебную дисциплину, даже если лекции подкрепляются практическими занятиями. В результате у студента возникает индивидуализированный психологический феномен «каши в голове». А если он к тому же редко посещает занятия, то у него этот феномен сопровождается знаниевыми «разрывами».
Психологически эти два феномена могут виртуально преодолеваться студентом только путём сбрасывания полученной от преподавателя информации по каждой учебной дисциплине в мобильник, где он может её как-то унифицировать к экзаменам или зачётам.
Те студенты, которые всегда посещают занятия, могут делиться своими «кладовыми» виртуальных знаний с теми, кто их пропускал. И тогда они оказываются на экзаменах или зачётах почти в равных позициях. Но здесь возникает следующий социально-психологический феномен: студенты могут продавать свои виртуальные знания за деньги или какие-то услуги. Но какие-то компетенции на уровне знаний всё же формируются. Они активизируются во время подготовки к экзаменам или зачётам, а через три-четыре дня «перекрываются» другими знаниями, когда студент готовится к другому экзамену. Вот так преподавательский продукт в формате знаний может трансформироваться в самосознании и поведении студентов. Но при этом в самосознании студентов всё же формируется «знаниевая эрудированность», которая накапливается спонтанно в туманных «связках» с другими знаниями. Выпускные работы студентов бакалавриата помогают придать им определённую направленность, которая может удерживаться в памяти долгий срок.