Почему разделились медицинские и философские науки?
Почему разделяются два учения, которые смешаны в своих истоках и общем предназначении?
Актуальность дискуссии на тему редукционизма и холизма касается как теории, так и медицинской практики. Редукционизм влияет не только на то, как ученый-биомедик исследует и объясняет заболевание, но и на то, как диагностирует и лечит таковое врач. Например, если биомедик считает, что основной причиной психического заболевания является дисфункция мозговых процессов или механизмов, особенно на молекулярном уровне, то такое заболевание часто исследуется исключительно на этом уровне. Тогда клиницист, классифицируя психические заболевания с точки зрения мозговых процессов или механизмов на молекулярном уровне, будет наблюдать снижение уровня серотонина. Далее болезнь лечится фармакологически (путем назначения лекарств), чтобы поднять уровень нейромедиатора в мозге до «нормального».
Целью данной работы является компаративный анализ редукционистского и холистического подходов на различных уровнях в философии медицины.
Традиционно метафизикой считается отрасль философии, которая изучает «бытие, существующее как таковое, подвергает исследованию элементы и основные условия всего существующего вообще и описывает значительные, важные области и закономерности действительного» [2, 270]. Часть метафизики — онтология — исследует вопросы, касающиеся сущности (как объектов, так и событий), существования и тех сил либо факторов, которые обуславливают последние. Главными объектами для философии медицины в XXI в. являются «болезнь» и «здоровье», а также силы либо факторы, ответственные за эти феномены. Другая часть метафизики включает в себя изучение предпосылок, определяющих собственно онтологию. Самые жаркие онтологические споры сосредоточены вокруг предпосылок редукционизма и холизма. Спор редукционистов и холистов известен науке с давних времен, причем побеждали в нем попеременно то одни, то другие. В связи с этим актуальными и дискуссионными являются вопросы о том, может ли болезнь или даже сам пациент быть просто «суммой простых компонентов»?