По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 167:61 DOI:10.33920/med-03-2009-06

Редукционизм и холизм в философии медицины

Е. В. Закаблуковский кандидат философских наук, доцент кафедры философии и общественных наук Нижегородский государственный педагогический университетим. К. Минина, ezakablu@mininuniver.ru, https://orcid.org/0000-0001-7484-7624

Статья посвящена отдельным аспектам дискуссии на тему редукционизма и холизма в философии медицины. Классический радикальный редукционизм терпит поражение со стороны концепции эмерджентности. Биомедицинский взгляд на болезнь, несмотря на свою актуальность и явную пользу, не признается столь универсальным, как это заявляют его приверженцы, и проигрывает в пользу интегральной психо-био-социальной модели заболевания. Автор вводит новую классификацию холизма (виталистский, социальный и индивидуалистский) и дает соответствующие рекомендации клиницистам. Именно социальный холизм на макроуровне показал себя эффективным в борьбе с распространением COVID-19.

Литература:

1. Дюма Ш.-Л. Речь о будущем прогрессе науки о человеке. Цит. по: Фуко М. Рождение клиники. — Москва: Академический проект. 2010: 133.

2. Философский словарь: основан Г. Шмидтом. — Москва: Республика. 2003: 270.

3. Merriam-Webster’s collegiate dictionary. — 10th ed., Springfield, MA: Merriam-Webster, Inc. 2002: 978.

4. Фуко М. Рождение клиники. — Москва: Академический проект. 2010: 19.

5. Zimmermann J. G. Traité de l’expérience en général, et en particulier dans l’art de guérir. — Paris: Vincent. 1774; 1: 178.

6. Andersen H. The history of reductionism versus holism approaches to scientific research. Endeavor. 2001; 25 (4): 153.

7. Oppenheim P., Putnam H. () Unity of science as a working hypothesis. In Concepts, Theories, and the MindBody Problem (Feigl, H., Scriven, M. and Maxwell, G., eds.), Minnesota Studies in the Philosophy of Science, Minneapolis: University of Minnesota Press. 1958; II: 3–36, 7.

8. Szent-Gyorgyi A. The Living State. With Observations on Cancer. Woods Hole, MA: Academic Press, New York. 1972: 7.

9. Милль Дж. С. Система логики силлогистической и индуктивной: Изложение принципов доказательства в связи с методами научного исследования. — Москва: ЛЕНАНД. 2011: 298.

10. Новая философская энциклопедия: В 4 т. — Москва: Мысль. 2010; 4: 434–435.

11. Kim J. Mind in a Physical World. An Essay on the Mind-Body Problem and Mental Causation, Cambridge MA: MIT Press. 2000: 89.

12. Smuts T. C. Holism and Evolution. — 2nd Ed. 1927: 88.

1. Dumas, Sh. - L. The speech about the future progress of human science. Cit. by Foucault, M. Birth of the clinic. M.: Academic project, 2010, p. 133.

2. Philosophical Dictionary: founded by G. Schmidt. M.: Republic, 2003, p. 270.

3. Merriam-Webster's collegiate dictionary. – 10th ed., Springfield, MA: Merriam-Webster, Inc, 2002. P. 978.

4. Foucault, M. Birth of the Clinic. M.: Academic project, 2010, p. 19.

5. Zimmermann, Johann Georg. Traité de l'expérience en général, et en particulier dans l'art de guérir. Paris: Vincent, 1774, t.1, p.178.

6. Andersen, Hanne. The history of reductionism versus holism approaches to scientific research. Endeavor, Vol. 25 (4), 2001.P. 153.

7. Oppenheim, P. and Putnam, H. (1958) Unity of science as a working hypothesis. In Concepts, Theories, and the MindBody Problem (Feigl, H., Scriven, M. and Maxwell, G., eds.), Minnesota Studies in the Philosophy of Science, Minneapolis: University of Minnesota Press. Vol. II, pp. 3–36, p. 7.

8. Szent-Gyorgyi, Albert. The Living State. With Observations on Cancer. Woods Hole, MA: Academic Press, New York, 1972, p. 7.

9. Mill, John Stuart. A System of Logic, Ratiocinative and Inductive: Being a Connected View of the Principles of Evidence, and the Methods of Scientific Investigation M.: LENAND, 2011, p. 298.

10. New Encyclopedia of Philosophy in 4 volumes M.: Mysl, 2010. Vol. 4, pp. 434-435

11. Kim, Jaegwon. Mind in a Physical World. An Essay on the Mind-Body Problem and Mental Causation, Cambridge MA: MIT Press, 2000. P. 89

12. Smuts, T.C. Holism and Evolution, 2nd Ed., 1927, p. 88.

Почему разделились медицинские и философские науки?

Почему разделяются два учения, которые смешаны в своих истоках и общем предназначении?

Актуальность дискуссии на тему редукционизма и холизма касается как теории, так и медицинской практики. Редукционизм влияет не только на то, как ученый-биомедик исследует и объясняет заболевание, но и на то, как диагностирует и лечит таковое врач. Например, если биомедик считает, что основной причиной психического заболевания является дисфункция мозговых процессов или механизмов, особенно на молекулярном уровне, то такое заболевание часто исследуется исключительно на этом уровне. Тогда клиницист, классифицируя психические заболевания с точки зрения мозговых процессов или механизмов на молекулярном уровне, будет наблюдать снижение уровня серотонина. Далее болезнь лечится фармакологически (путем назначения лекарств), чтобы поднять уровень нейромедиатора в мозге до «нормального».

Целью данной работы является компаративный анализ редукционистского и холистического подходов на различных уровнях в философии медицины.

Традиционно метафизикой считается отрасль философии, которая изучает «бытие, существующее как таковое, подвергает исследованию элементы и основные условия всего существующего вообще и описывает значительные, важные области и закономерности действительного» [2, 270]. Часть метафизики — онтология — исследует вопросы, касающиеся сущности (как объектов, так и событий), существования и тех сил либо факторов, которые обуславливают последние. Главными объектами для философии медицины в XXI в. являются «болезнь» и «здоровье», а также силы либо факторы, ответственные за эти феномены. Другая часть метафизики включает в себя изучение предпосылок, определяющих собственно онтологию. Самые жаркие онтологические споры сосредоточены вокруг предпосылок редукционизма и холизма. Спор редукционистов и холистов известен науке с давних времен, причем побеждали в нем попеременно то одни, то другие. В связи с этим актуальными и дискуссионными являются вопросы о том, может ли болезнь или даже сам пациент быть просто «суммой простых компонентов»?

Для Цитирования:
Е. В. Закаблуковский, Редукционизм и холизм в философии медицины. ГЛАВВРАЧ. 2020;9.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: