Обеспечение надежности и долговечности выпускаемых машин и обслуживание действующего парка вертолетов требуют значительных средств и квалифицированного персонала. Поэтому использование современных методов обслуживания и их ремонта позволяет получить существенный экономический эффект, обеспечить их необходимую надежность и долговечность.
Уже применяются на передовых предприятиях методы обслуживания машин по фактическому состоянию или идентификации деталей без их разборки на основе вибродиагностических испытаний. Их использование позволяет одновременно и снизить стоимость наладочных работ, и повысить их качество, так как проверяется не только состояние деталей изделия, но и как они собраны, имеются ли перекосы подшипников или шестерен при сборке.
Для определения параметров реальных объектов требуется составить его модель, которая должна описать поведение деталей и узлов оборудования при его работе, с целью установления взаимосвязи между реальным состоянием механических элементов и характеризующими их показателями [1]. Для проведения идентификации элементов оборудования в первую очередь требуется составление математической модели с определенными параметрами, оказывающими существенное влияние на работоспособность машины [2]. Расчетная схема должна в полной мере отражать свойства диагностируемого объекта. Следует разделить существенные и несущественные факторы, выбрать приоритеты в измеряемых показателях, определить поведение оборудования в рабочем диапазоне частот, его состояния, при которых наблюдаются резонансы, величины амплитуд колебаний. По существу, задача идентификации объекта является обратной задачей конструирования самого объекта, поэтому желательна полная ясность по входящим комплектующим. Применительно к трансмиссиям вертолетов требуется информация по установленным подшипникам и зубчатым передачам. Также необходимо знать частоты вращения двигателей. Хотя автору приходилось проводить диагностику и для дефектных подшипников, которые не были приведены в руководстве по эксплуатации. Учитывая различные частоты, характеризующие частоты обкатки тел качения по наружному или внутреннему кольцу, собственную частоту сепаратора и т.д., можно определить и геометрические параметры установленных подшипников, а также диаметр и число их тел качения, что используется в дальнейшем для идентификации технического состояния деталей машин.