По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 624.551

Реальный метод оценки и управления жизненным циклом механизмов вертолета

Савинов Ю.И. канд. техн. наук, начальник отделения, ФГУП «НПО "Техномаш"», г. Москва, e-mail:savinov@tmnpo.ru

В статье рассмотрены вопросы перспективного технического обслуживания вертолетов на основе методов безразборной вибрационной диагностики. Описана методика проведения работ на примере выполнения диагностики состояния деталей главного редуктора. Разработана детальная схема состояния деталей главного редуктора, где показаны изношенные детали. Приведена схема проведения работ при удаленной диагностике технического состояния вертолета.

Литература:

1. Савинов Ю.И. Определение параметров механических систем станков. — Станки и инструмент. — 2010. — № 10. — С. 8–10.

2. Барков А.В., Баркова Н.А., Азовцев А.Ю. Мониторинг и диагностика роторных машин по вибрации: Изд. центр СПбГМТУ, 2000. — 159 с.

3. Савинов Ю.И. Обслуживание станков по фактическому состоянию. — РИТМ. — 2011. — № 4. — 2011. — С. 130–133.

4. Патент РФ № 2399033МПК G01M 13/00.

5. Диметберг Ф.М. и др. Вибрации в технике: Справочник. Т.3. — М.: Машиностроение, 1980. — 544 с.

Обеспечение надежности и долговечности выпускаемых машин и обслуживание действующего парка вертолетов требуют значительных средств и квалифицированного персонала. Поэтому использование современных методов обслуживания и их ремонта позволяет получить существенный экономический эффект, обеспечить их необходимую надежность и долговечность.

Уже применяются на передовых предприятиях методы обслуживания машин по фактическому состоянию или идентификации деталей без их разборки на основе вибродиагностических испытаний. Их использование позволяет одновременно и снизить стоимость наладочных работ, и повысить их качество, так как проверяется не только состояние деталей изделия, но и как они собраны, имеются ли перекосы подшипников или шестерен при сборке.

Для определения параметров реальных объектов требуется составить его модель, которая должна описать поведение деталей и узлов оборудования при его работе, с целью установления взаимосвязи между реальным состоянием механических элементов и характеризующими их показателями [1]. Для проведения идентификации элементов оборудования в первую очередь требуется составление математической модели с определенными параметрами, оказывающими существенное влияние на работоспособность машины [2]. Расчетная схема должна в полной мере отражать свойства диагностируемого объекта. Следует разделить существенные и несущественные факторы, выбрать приоритеты в измеряемых показателях, определить поведение оборудования в рабочем диапазоне частот, его состояния, при которых наблюдаются резонансы, величины амплитуд колебаний. По существу, задача идентификации объекта является обратной задачей конструирования самого объекта, поэтому желательна полная ясность по входящим комплектующим. Применительно к трансмиссиям вертолетов требуется информация по установленным подшипникам и зубчатым передачам. Также необходимо знать частоты вращения двигателей. Хотя автору приходилось проводить диагностику и для дефектных подшипников, которые не были приведены в руководстве по эксплуатации. Учитывая различные частоты, характеризующие частоты обкатки тел качения по наружному или внутреннему кольцу, собственную частоту сепаратора и т.д., можно определить и геометрические параметры установленных подшипников, а также диаметр и число их тел качения, что используется в дальнейшем для идентификации технического состояния деталей машин.

Для Цитирования:
Савинов Ю.И., Реальный метод оценки и управления жизненным циклом механизмов вертолета. Главный механик. 2016;7.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: