Статья поступила 28.03.2025
Статья подписана в печать 21.04.2025
Социальная работа с несовершеннолетними направлена на предоставление данной категории населения различной помощи, реализацию индивидуальной поддержки и проведение групповой работы с целью повышения социального, психологического, культурного уровня подрастающего поколения. В социальной работе с несовершеннолетними используются разные методы работы и направления деятельности. Одним из важных направлений является организация досуга несовершеннолетних и решение специфических задач социальной работы по работе с данной категорией через это направление.
Досуг, являясь неотъемлемой частью жизни подрастающего поколения, обладает большим потенциалом для реализации позитивного воздействия на несовершеннолетних, создания условий для благоприятной социализации подростков и для развития их личности. В некотором смысле досуг выступает инструментом для формирования личности и самоидентичности несовершеннолетнего, способом активной социализации подростка, интеграции его в группу сверстников. В научных работах исследователей отмечается, что досуг является благоприятной почвой для испытания подростками фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен за формирование характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др. [6]. Досуг при известных обстоятельствах может стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку, подростку, юноше реализовать то лучшее, что в нем есть [5].