По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 364.78 DOI:10.33920/pol-01-2506-08

Реализация социальной работы с несовершеннолетними посредством организации досуга

Кудрявцева Мария Викторовна старший преподаватель кафедры социальной работы и права ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна», 191014, г. Санкт-Петербург, Басков пер., д. 33, кв. 11, +79111834464, e-mail: mari_kuvi@mail.ru

В статье рассматривается роль досуга в формировании и становлении личности человека. Раскрываются основные задачи и цели подростковомолодежных центров и клубов, в которых реализуется социальная работа с несовершеннолетними посредством организации досуга. Обозначаются некоторые проблемы осуществления социальной работы с несовершеннолетними посредством организации досуга.

Литература:

1. Бабосова Е.С. Досуг как фактор включенности молодежи в социокультурную / Е.С. Бабосова // Социологический альманах. – 2012. № 3. С. 336-344.

2. Жиляева А.А. Досуг как неотъемлемая часть жизни современной молодёжи / А.А. Жиляева // Молодой ученый. 2021. № 5 (347). С. 109-110.

3. Илалтдинова Е.Ю. Современное состояние работы с детьми и подростками в клубах по месту жительства в Российской Федерации: организационно-институциональные особенности / Е.Ю. Илалтдинова, А.В. Егорова, А.А. Ковытева // Наука и школа. – 2023. – № (6). – С. 80-96.

4. Интернет-зависимость у детей и подростков: риски, диагностика и коррекция. – СПб.: Изд-во ВВМ, 2023. – 212 с.

5. Малышенко Т.Т. Досуговая деятельность как средство социализации личности в подростково-юношеском возрасте / Т.Т. Малышенко, Е.А. Карипанова // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2018. – № 2 (5). – С. 44-48.

6. Чучина Н.Н. Социализация подростков в сфере досуга / Н.Н. Чучина // Молодой ученый. – 2016. – № 18 (122). –С. 465-475.

1. Babosova E.S. Dosug kak faktor vkliuchennosti molodezhi v sotsiokulturnuiu [Leisure as a factor of youth inclusion in sociocultural life] / E.S. Babosova // Sotsiologicheskii almanakh [Sociological Almanac]. – 2012. No. 3. P. 336-344. (In Russ.)

2. Zhiliaeva A.A. Dosug kak neotemlemaia chast zhizni sovremennoi molodezhi [Leisure as an integral part of modern youth life] / A.A. Zhiliaeva // Molodoi uchenyi [Young Scientist]. – 2021. No. 5 (347). P. 109-110. (In Russ.)

3. Ilaltdinova E.Iu. Sovremennoe sostoianie raboty s detmi i podrostkami v klubakh po mestu zhitelstva v Rossiiskoi Federatsii: organizatsionno-institutsionalnye osobennosti [Current state of work with children and adolescents in local clubs in the Russian Federation: organizational and institutional features] / E.Iu. Ilaltdinova, A.V. Egorova, A.A. Kovyteva // Nauka i shkola [Science and School]. – 2023. No. 6. P. 80-96. (In Russ.)

4. Internet-zavisimost u detei i podrostkov: riski, diagnostika i korrektsiia [Internet addiction in children and adolescents: risks, diagnosis, and correction]. – St. Petersburg: VVM Publishing, 2023. – 212 p. (In Russ.)

5. Malyshenko T.T. Dosugovaia deiatelnost kak sredstvo sotsializatsii lichnosti v podrostkovo-iunosheskom vozraste [Leisure activities as a means of socialization in adolescence] / T.T. Malyshenko, E.A. Karipanova // Innovatsionnaia ekonomika: perspektivy razvitiia i sovershenstvovaniia [Innovative Economy: Development and Improvement Prospects]. – 2018. No. 2 (5). P. 44-48. (In Russ.)

6. Chuchina N.N. Sotsializatsiia podrostkov v sfere dosuga [Adolescent socialization in the sphere of leisure] / N.N. Chuchina // Molodoi uchenyi [Young Scientist]. – 2016. No. 18 (122). P. 465-475. (In Russ.)

Статья поступила 28.03.2025

Статья подписана в печать 21.04.2025

Социальная работа с несовершеннолетними направлена на предоставление данной категории населения различной помощи, реализацию индивидуальной поддержки и проведение групповой работы с целью повышения социального, психологического, культурного уровня подрастающего поколения. В социальной работе с несовершеннолетними используются разные методы работы и направления деятельности. Одним из важных направлений является организация досуга несовершеннолетних и решение специфических задач социальной работы по работе с данной категорией через это направление.

Досуг, являясь неотъемлемой частью жизни подрастающего поколения, обладает большим потенциалом для реализации позитивного воздействия на несовершеннолетних, создания условий для благоприятной социализации подростков и для развития их личности. В некотором смысле досуг выступает инструментом для формирования личности и самоидентичности несовершеннолетнего, способом активной социализации подростка, интеграции его в группу сверстников. В научных работах исследователей отмечается, что досуг является благоприятной почвой для испытания подростками фундаментальных человеческих потребностей. В процессе досуга ребенку гораздо проще формировать уважительное отношение к себе, даже личные недостатки можно преодолеть посредством досуговой активности. Досуг в существенной степени ответственен за формирование характера ребенка, в частности таких качеств как инициативность, уверенность в себе, сдержанность, мужественность, выносливость, настойчивость, искренность, честность и др. [6]. Досуг при известных обстоятельствах может стать важным фактором физического развития детей. Любимые занятия в часы досуга поддерживают эмоциональное здоровье. Досуг способствует выходу из стрессов и мелких беспокойств. Особая ценность досуга заключается в том, что он может помочь ребенку, подростку, юноше реализовать то лучшее, что в нем есть [5].

Для Цитирования:
Кудрявцева Мария Викторовна, Реализация социальной работы с несовершеннолетними посредством организации досуга. Социальная политика и социальное партнерство. 2025;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: