По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 069.124

Реализация просветительной функции зоопарка посредством исторического экскурса

А.С. Лупанова экскурсовод-методист, СПб ГУП «ЗООПАРК»
С.В. Александрова начальник просветительного отдела, СПб ГУП «ЗООПАРК»

Современный зоопарк — это не только многофункциональное учреждение, которое призвано выполнять природоохранную, рекреационную и просветительную функции. Зоопарк сегодня — это своеобразный институт, способствующий становлению культуры личности через биологические знания, ценностные ориентации и экологическую деятельность. В век интерактивного подхода к подаче и усвоению новых знаний именно через животных экскурсоводы зоопарка транслируют посетителям глобальные проблемы планеты. Но сохранение природного наследия невозможно без знания и ценности истории народа. В статье приводится методическая разработка исторической программы, в ходе которой реализуются две главные цели просвещения в зоопарке — прививание экологической культуры и развитие интереса к отечественной истории.

Ленинградский зоопарк ежегодно посещают порядка миллиона человек, что делает его одним из важнейших культурных и просветительных центров города. Согласно Всемирной стратегии (WZACS), зоопарки призваны выполнять четыре основные задачи: 1) сохранение биоразнообразия посредством содержания и разведения в неволе исчезающих видов животных; 2) проведение научных исследований; 3) осуществление просветительной и образовательной деятельности; 4) организация культурно-досуговой зоны1.

В связи с глобальными экологическими проблемами сегодня перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Поэтому именно просветительная функция все больше воспринимается как наиболее важная роль современного зоопарка. Признание и осознание Ленинградским зоопарком этой важнейшей роли находят свое отражение в разработке комплексного подхода к культурно-просветительным программам, широкий спектр которых не только касается животных, биоразнообразия и окружающей среды, но и имеет межакадемические корни, связанные с искусством, географией, театром, техникой и технологиями, физическим и психическим здоровьем, а также историей.

Однако именно исторический аспект отличается наиболее естественным и гармоничным взаимодействием с такими проявлениями экологической сознательности, как природоохранная деятельность, рациональное использование природных ресурсов, ответственное и бережное отношение к окружающей среде, преемственность экологических знаний и т.д. Для успешной реализации данной деятельности при методической разработке программ нельзя ограничиваться богатой коллекцией животных, красиво оформленными экспозициями или информационными стендами, необходимо прежде всего привлечь внимание посетителей к ним, давая им подлинный опыт, непосредственный контакт с реальными объектами и стимулируя их любопытство. Объединение патриотического и экологического направлений просветительной работы открывает новые формы и методы работы и воплощается посредством исторического экскурса по экспозиции музея «Зоосад в годы блокады».

Для Цитирования:
А.С. Лупанова, С.В. Александрова, Реализация просветительной функции зоопарка посредством исторического экскурса. Музей. 2022;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: