В науке муниципальная молодежная политика определяется как интеграция усилий различных субъектов социальных процессов: органов муниципального управления, общественных объединений, организаций, ассоциаций, граждан, некоммерческих и коммерческих предприятий. Именно на уровне муниципальной молодежной политики есть реальная возможность осуществить принцип адресности, создать условия для реализации интересов молодых граждан и социальных групп.
Участие молодежи в формировании и реализации государственной молодежной политики, особенно на региональном и местном уровнях, является одним из принципов этой политики.
Молодежь — важнейший субъект этого направления государственной деятельности. В то же время механизм действительного вовлечения молодежи в проводимые государством мероприятия, ей адресованные, остаются коренной проблемой государственной молодежной политики.
Молодежная политика исходит из того, что молодые люди имеют мощный инновационный потенциал. Признавая необходимость материальной и духовной поддержки молодежи, предоставления ей льгот в силу недостаточной социальной защищенности и сложных стартовых условий, ориентиры современной молодежной политики направлены и на содействие молодым людям в самоорганизации и самореализации. «Государственные институты заинтересованы в том, чтобы политическая социализация молодежи как самой активной когорты населения получила позитивную ориентацию. В данной связи важнейшей задачей органов государственной власти является политическое просвещение и разъяснение молодым гражданам важности соблюдения своих обязанностей, правил общежития, уважения прав и законных интересов других лиц независимо от расы, национальности, языка, отношения к религии, убеждений и других обстоятельств»1 .
Основными субъектами разработки государственной молодежной политики и, соответственно, партнерского взаимодействия с молодежной аудиторией являются органы по делам молодежи федерального и регионального, местного уровней, институциональные структуры гражданского общества, семья и т.д. Молодое поколение через десятки лет будет уже само формировать государственную политику и задавать направление развития общества2 . Поэтому немаловажная роль в проведении молодежной политики на местах отводится молодежному субъекту ГМП, в частности детским и молодежным общественным объединениям, органам студенческого и общественного самоуправления, «коммерческим и некоммерческим организациям, оказывающим социальные и другие услуги молодежи»3 , консультативно-совещательным молодежным структурам (молодежные думы, парламенты, правительства, молодежные палаты и т.д.).