По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.4:658.56

Реализация принципов менеджмента качества – верный путь к достижению организацией устойчивого успеха

Полховская Т. М. канд. физ.-мат. наук, профессор, директор Учебно-научного управления менеджмента качества и сертификации, Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Москва

Наибольший вклад в неустойчивость компаний на рынке вносят менеджеры верхнего уровня управления – утверждают всемирно известные ученые из США. И только приверженность высшего руководства идее качества способна обеспечить конкурентоспособность организации. А понимание руководителя характеризует качество созданной им системы менеджмента.

Литература:

1. ГОСТ ISO 9000–2011. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. – М: Стандартинформ, 2012. – С. 27

2. ГОСТ ISO 9001–2011. Системы менеджмента качества. Требования. – М: Стандартинформ, 2012. – С. 28

3. ГОСТ Р ИСО 9004–2010. Менеджмент с целью достижения устойчивого успеха. Подход на основе менеджмента качества. – М: Стандартинформ, 2011. – С. 40

4. Калита П. Я. Мир качества. Деловая лирика и публицистика. – М.: Эко-Пресс, 2014. – С. 376

В начале 1920-х гг. американский ученый Джозеф Джуран искал ответ на вопрос: «В чем причина неустойчивости организаций на рынке?». Он проанализировал деятельность более 300 различных организаций США и пришел к выводу, что наибольший вклад в их неустойчивость на рынке (85 %) вносят высшие менеджеры, а вклад работников составляет лишь 15 %.

Уолтер Шухарт и Эдвардс Деминг (оба – США) продолжили изучение этой проблемы и пришли к заключению: вклад высших менеджеров составляет 96 %, а вклад работников – только 4 %. Незадолго до своей смерти (1993 г.) Эдвардс Деминг скорректировал это соотношение, и сегодня оно выглядит так: 98 % : 2 %.

Эти ученые первыми обратили внимание на приоритетное значение организационных вопросов обеспечения качества и сделали акцент на роли высшего руководства в их решении. Они утверждали, что только приверженность высшего руководства идее качества способна обеспечить конкурентоспособность организации. А что отражает степень приверженности высшего руководства идее качества? Конечно, качество созданной ими системы менеджмента. Люди же работают в этой системе и вынуждены выполнять то, что ею предписано.

Следовательно, проблема повышения качества систем менеджмента требует кардинального решения. Решить эту проблему помогает семейство международных системных стандартов, описывающих требования к системе менеджмента качества организаций и предприятий (ISO 9000).

Принципы менеджмента качества, положенные в основу этих стандартов, – это очевидные и обоснованные естественные законы жизни современной организации, это базовые принципы, которые при постоянной реализации становятся поведенческими навыками, преобразующими и людей, и организацию. Создание и внедрение результативной системы менеджмента качества зависит от того, в какой степени руководство организации реализует эти принципы:

• ориентация на потребителя (Customer focus);

• лидерство (Leadership);

• вовлечение работников (Involvement of people);

Для Цитирования:
Полховская Т. М., Реализация принципов менеджмента качества – верный путь к достижению организацией устойчивого успеха. Главный инженер. Управление промышленным производством. 2015;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: