По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Реализация механизмов государственно-частного партнерства в системе инвестирования социальной сферы сельских территорий

Семенова Елена Ивановна доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник, научно-исследовательская лаборатория проблем комплексного развития сельских территорий ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный заочный университет», г. Балашиха, Московская область
Новиков Владимир Геннадьевич доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник, научно-исследовательская лаборатория проблем комплексного развития сельских территорий ФГБОУ ВО «Российский государственный аграрный заочный университет», г. Балашиха, Московская область

В статье рассмотрена роль государственно-частного партнерства (ГЧП) как современного механизма притока долгосрочного капитала для кардинального изменения положения с обеспечением объектов социальной инфраструктуры сельских территорий. По мнению авторов, главной целью системы государственно-частного партнерства в социальном развитии села становится создание более эффективной системы оказания социальных услуг, обеспечивающей определенный уровень комфорта и приближения социальной жизнедеятельности сельского населения к стандартам жизнедеятельности крупных городов. Отдельное внимание авторы уделили реализации механизма ГЧП через долевое участие частного капитала в государственных и муниципальных предприятиях и привлечению инвестиций в систему финансирования коммунальных служб и социальной инфраструктуры села под залог имеющихся активов.

Литература:

1. Забелина, Н. В. Социальная инфраструктура сельских территорий: возможности интегральной оценки/Н. В. Забелина//Аграрный вестник Верхневолжья. — 2019. — № 1 (26). — С. 91–96.

2. Закшевский, В. Г. Теоретико-методологический подход к исследованию жизнеобеспечения сельского населения региона/В. Г. Закшевский, И. Н. Меренкова, В. Н. Перцев//Регион: системы, экономика, управление. — 2017. — № 1 (36). — С. 70–76.

3. Кулов, А. Р. Государственно-частное партнерство в системе инвестирования в социальную инфраструктуру сельских территорий [Текст]/А. Р. Кулов//Экономика сельского хозяйства России. — 2018. — № 5. — С. 82–91.

4. Корниенко, А. В. Опыт успешного применения механизма ГЧП на сельских территориях/А. В. Корниенко, Г. В. Жукевич, В. Г. Новиков, С. А. Горохов//Устойчивое и инновационное развитие в цифровую эпоху. Материалы МНПК, 17–18 ноября 2020 года. — М.: Изд-во Московского гуманитарного университета, 2020.

5. Лут О. Н. Развитие социальной сферы села//О мерах правительства РФ по устойчивому развитию сельских территорий: аналитический вестник Совета Федерации. — 2019. — № 5 (719). — С. 9–12.

6. Новиков В. Г. Стратегические инструменты научно-технологического обеспечения социального развития сельских территорий и агросферы России//Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. — 2019. — № 12. — С. 17–25.

7. Папцов, А. Г. Поддержка местных инициатив в развитии сельских территорий: зарубежный и отечественный опыт/А. Г. Папцов, Л. В. Бондаренко//Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. — 2019. — № 6. — С. 2–13.

8. Огарков, А. П. Комплексное жизнеобустройство на сельских территориях и поселениях: проблемы и их решение/А. П. Огарков, С. А. Огарков//Землеустройство, кадастр и мониторинг земель. — 2019. — № 2 (169). — С. 35–37.

9. Предварительные итоги ВСХП-2016. — Росстат, 2017. — 290 с.

10. Семенова, Е. И. Использование механизмов ГЧП в социальной сфере села — отечественный и зарубежный опыт/Е. И. Семенова, В. Г. Новиков//Международная экономика. — 2020. — № 11.

11. Кибиров А., Косенко О. Формирование механизма привлечения долгосрочного капитала в развитие сельских территорий//Экономика сельского хозяйства России. — 2015. — № 2. — С. 80–85.

Социально-экономическое развитие сельских территорий необходимо рассматривать как сферу взаимной ответственности государства, муниципалитетов, бизнеса, науки и гражданского общества за обеспечение достойного качества жизни людей, а качество жизни — как критерий эффективности государственного регулирования. В условиях неравномерности территориального развития только объединение усилий государства, муниципальных образований, бизнеса и гражданских организаций — государственно-частное партнерство — способно вывести те или иные сельские территории на траекторию устойчивого социально-экономического развития.

Под социальной инфраструктурой села понимают совокупность отраслей — здравоохранения, образования, физкультуры и спорта, культуры и других элементов жизнеобеспечения населения, проживающего в сельской местности.

О необходимости изменения политики государства к системе финансирования или софинансирования инвестиций в социальную сферу сельских территорий говорит, например, высокий уровень износа основных фондов жизнеобеспечения населения.

Низкий уровень обеспеченности объектами социальной инфраструктуры есть одно из следствий остаточного принципа финансирования инвестиций на муниципальном уровне, низких объемов субсидирования из регионального и федерального бюджетов, что недостаточно для кардинального преломления ситуации в этой сфере.

Необходимы иные формы, инструменты и механизмы притока долгосрочного капитала для кардинального изменения положения с обеспечением объектов социальной инфраструктуры сельских территорий.

Одним из таких инструментов развития инвестиционной деятельности в интересах социальной инфраструктуры сельских территорий является механизм государственно-частного партнерства.

Главной целью системы государственно-частного партнерства в социальном развитии села становится создание более эффективной системы оказания социальных услуг, обеспечивающей определенный уровень комфорта и приближения социальной жизнедеятельности сельского населения к стандартам жизнедеятельности крупных городов, что в конечном итоге должно позитивно отразиться на условиях и тенденциях воспроизводства сельского социума, снижении масштабов бедности и роста благосостояния селян.

Для Цитирования:
Семенова Елена Ивановна, Новиков Владимир Геннадьевич, Реализация механизмов государственно-частного партнерства в системе инвестирования социальной сферы сельских территорий. Глава местной администрации. 2020;12.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: