Дата поступления рукописи в редакцию: 29.08.2025
Дата принятия рукописи в печать: 25.09.2025
В последнее десятилетие отмечается значительное развитие регионального рынка медицинских услуг. Это обусловлено как реорганизацией государственной медицинской помощи, так и расширением оказания платных медицинских услуг частными компаниями [1]. Медицинская деятельность в регионе учитывает особенности, выступающие барьерами развития рынка таких услуг, — низкую плотность населения [2], большую отдаленность населенных пунктов, низкие доходы населения и недостаточный уровень информированности [3, 5]. В свете ужесточения конкуренции на рынке платных медицинских услуг все более актуальным становится применение маркетинговых инструментов для формирования стратегии развития медицинской организации [4]. На современном этапе для руководителя медицинской организации приоритетными становятся задачи не только контроля качества оказываемой медицинской помощи, прогнозирования и экономического планирования потребности в услугах, но и получения непрерывной обратной связи от потребителей для понимания имеющихся зон роста, ожиданий позиционирования, а также предъявляемых требований конкурентоспособности.
В настоящее время для совершенствования маркетинговой стратегии медицинской организации региона возможно использование комплексного подхода, включающего мониторинг современных цифровых сервисов, отражающих как деятельность компании и конкурентов (экономические и налоговые показатели, изучение цифрового портрета, анализ открытых площадок с отзывами и др.) [5, 6], так и традиционные формы мониторинга обратной связи (наблюдение, опросные методы) [7].
Наиболее доступными инструментами удаленного мониторинга социально-экономических показателей компании выступают ресурсные возможности агрегированных и консалтинговых сервисов [8], которые позволяют анализировать деятельность самой компании, планомерно изучать и проводить сравнительный анализ возможностей прямых и косвенных конкурентов, а также определять актуальные тренды рынка [9].