По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 004.92+519.87 DOI:10.33920/vne-04-2510-05

Реалии потребительских предпочтений на рынке частных медицинских услуг региона

Надежда Юрьевна Вяткина старший преподаватель кафедры социологии медицины, экономики здравоохранения и медицинского страхования Института социальных наук ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова Министерства здравоохранения РФ», преподаватель кафедры маркетинга факультета Высшей школы управления ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации». Россия, 125167, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 49/2. E-mail: vyatkina_n_yu@staff .sechenov.ru. ORCID: 0000-0003-3647-0066
Наталия Сергеевна Варушкина магистрант Центра магистерских программ ФГАОУ ВО «Первый Московский государственный медицинский университет имени И. М. Сеченова Министерства здравоохранения РФ». Россия, 119992, г. Москва, ул. Трубецкая, д. 8, стр. 2. E-mail: belnatalka@mail.ru
Тимофей Александрович Колошенко студент Института открытого образования, ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации». Россия, 125167, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 49/2. E-mail: 229786@edu.fa.ru
Алина Сергеевна Евстигнеева студент факультета Высшей школы управления ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации». Россия, 125167, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 49/2. E-mail: 213581@edu.fa.ru. ORCID: 0000-0002-4852-2587
Анна Игоревна Жолобова студент факультета Высшей школы управления ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации». Россия, 125167, г. Москва, Ленинградский пр-т, д. 49/2. E-mail: bnkurilov@edu.hse.ru

В статье изложены результаты комплексного исследования, посвященного изучению имиджевых характеристик медицинской организации, основанных на представленности компании и ее конкурентов в цифровом пространстве, а также определены особенности потребительского поведения на рынке региона. На основе данных инициативного анкетного опроса рассмотрены ключевые факторы, влияющие на выбор медицинской организации потребителями медицинских услуг, включая информированность, качество предоставляемых услуг, уровень доверия пациентов, имиджевые характеристики учреждения, ценовые предпочтения. Приоритизация выбора организации на рынке частных медицинских услуг региона в большей степени обусловлена ожиданиями персонализации, а также вариативностью выбора услуг, чем ценовой и кадровой политикой. Адаптация представленности компании в цифровой среде под требования клиентов является одним из факторов повышения конкурентоспособности и лояльности потребителей. Результаты исследования стали основой конструирования унифицированной модели анализа деятельности компании посредством открытых цифровых данных и доступных аналитических площадок для проведения регулярного маркетингового мониторинга, а также уточнения параметров основной целевой аудитории. Научная новизна работы заключается в применении комплексного подхода к изучению потребительских предпочтений клиентов частных клиник региона и выявления актуальных требований совершенствования представленности компании в цифровой среде.

Литература:

1. Клочко, М. В. Экосистемный подход к взаимодействию организаций здравоохранения в условиях цифровизации // Проблемы экономики и юридической практики. — 2024. — № 3. — С. 197–203

2. Советкин, А. С. Анализ и сегментация рынка для разработки целевых маркетинговых стратегий // Практический маркетинг. — 2024. — № 11. — С. 44–47

3. Цветова, Г. В., Полонникова, Е. К. Рынок медицинских услуг в региональном измерении // Власть и управление на Востоке России. — 2021. — № 1 (94). — С. 93–100

4. Кокова, С. Ф., Дышекова, А. А. Цифровая трансформация отраслей: стартовые условия и приоритеты // Журнал прикладных исследований. — 2022. — № 6. — С 577–585

5. Елохина, Л. Н. Трансформация модели рынка медицинских услуг в цифровой экономике России: ключевые проблемы теоретического осмысления // Экономика и управление. — 2022. — № 8. — С. 802–807

6. Решетников, А. В., Романова, Т. Е., Абаева, О. П., Присяжная, Н. В. Жалобы пациентов как канал обратной связи между населением и системой здравоохранения (на примере Нижегородского региона) // Здоровье населения и среда обитания — ЗНИСО. — 2025. — Т. 33. — № 6. — С. 18–24

7. Куимов, В. В., Симонов, К. В., Кобалинский, М. В., Ананина, Р. Ф. и др. Бизнес-экосистемы региона: возможности развития в цифровом пространстве // Креативная экономика. — 2021. — № 2. — С. 359–378

8. Елохина, Л. Н. Развитие рынка медицинских услуг в условиях цифровизации // Экономика и управление. — 2022. — № 6. — С. 615–620

9. Панов, А. В., Быковская, Т. Ю. Современные подходы к совершенствованию института платных медицинских услуг в России // Исследования и практика в медицине. — 2019. — № 1. — С. 119–131

10. Радченко, О. Р., Мирхайдарова, Л. Р. Портрет потребителя услуг негосударственных коммерческих медицинских организаций, оказывающих педиатрическую амбулаторно-поликлиническую помощь // Пульс. — 2023. — Т. 25. — № 8. — С. 21–27

11. Медведева, О. В., Большова, Т. В., Чвырева, Н. В., Большов, И. Н. Качество сервиса стоматологических услуг: взгляд потребителя // Современные проблемы здравоохранения и медицинской статистики. — 2022. — № 5. — С. 645–659

12. Арестова, А. А. Анализ отношения пациентов к оказанию платных медицинских услуг в городской поликлинике // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2022. — № 4. — С. 564–568

13. Галстян, А. Г., Мартиросян, В. А. Анализ рынка цифровой медицины в России и прогнозы его развития // Век качества. — 2025. — № 1. — С. 46–75

14. Елохина, Л. Н. Трансформация модели рынка медицинских услуг в цифровой экономике России: ключевые проблемы теоретического осмысления // Экономика и управление. — 2022. — № 8. — С. 802–807

15. Маковецкая, Е. Н., Гороховский, С. П. Частные медицинские организации как субъекты рынка медицинских услуг // Экономика и бизнес: теория и практика. — 2025. — № 4 (122). — С. 222–229

16. Солонин, А. В., Белохов, Н. В., Благих, И. А., Малюшин, И. И. и др. Тенденции и перспективы развития рынка коммерческих медицинских услуг // Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. — 2025. — № 1. — С. 79–84

1. Klochko, M. V. (2024). Ekosistemnyi podkhod k vzaimodeistviiu organizatsii zdravookhraneniia v usloviiakh tsifrovizatsii [An Ecosystem Approach to the Interaction of Organizations Providing Medical Care in the Context of Digitalization]. Problemy ekonomiki i iuridicheskoi praktiki [Economic Problems and Legal Practice]. No. 3, pp. 197–203. (In Russian)

2. Sovetkin, A. S. (2024). Analiz i segmentatsiia rynka dlia razrabotki tselevykh marketingovykh strategii [Market Analysis and Segmentation to Develop Targeted Marketing Strategies]. Prakticheskii marketing [Practical Marketing]. No. 11, pp. 44–47. (In Russian)

3. Tsvetova, G. V., Polonnikova, E. K. (2021). Rynok meditsinskikh uslug v regional’nom izmerenii [The Market of Medical Services in the Regional Dimension]. Vlast i upravlenie na Vostoke Rossii [Power and Governance in the East of Russia]. No. 1 (94), pp. 93–100. (In Russian)

4. Kokova, S. F., Dyshekova, A. A. (2022). Tsifrovaia transformatsiia otraslei: startovye usloviia i prioritety [Digital Transformation of Industries: Starting Conditions and Priorities]. Zhurnal prikladnykh issledovanii [Journal of Applied Research]. No. 6, pp. 577–585. (In Russian)

5. Elokhina, L. N. (2022). Transformatsiia modeli rynka meditsinskikh uslug v tsifrovoi ekonomike Rossii: kliuchevye problemy teoreticheskogo osmysleniia [Transformation of the Medical Services Market Model in the Russian Digital Economy: Key Problems of Theoretical Understanding]. Ekonomika i upravlenie [Economics and Management]. No. 8, pp. 802–807. (In Russian)

6. Reshetnikov, A. V., Romanova, T. E., Abaeva, O. P., Prisiazhnaia, N. V. (2025). Zhaloby patsientov kak kanal obratnoi sviazi mezhdu naseleniem i sistemoi zdravookhraneniia (na primere Nizhegorodskogo regiona) [Patient Complaints as a Feedback Channel Between the Population and the Healthcare System: The Example of the Nizhny Novgorod Region]. Zdorovye naseleniia i sreda obitaniia — ZNISO [Public Health and Life Environment — PH&LE]. Vol. 33, no. 6, pp. 18–24. (In Russian)

7. Kuimov, V. V., Simonov, K. V., Kobalinskii, M. V., Ananina, R. F. et al (2021). Biznes-ekosistemy regiona: vozmozhnosti razvitiia v tsifrovom prostranstve [Business Ecosystems of the Region: Opportunities for Development in the Digital Space]. Kreativnaia ekonomika [Creative Economy]. No. 2, pp. 359–378. (In Russian)

8. Elokhina, L. N. (2022). Razvitie rynka meditsinskikh uslug v usloviiakh tsifrovizatsii [Development of the medical services market in the context of digitalization]. Ekonomika i upravlenie [Economics and Management]. No. 6, pp. 615–620. (In Russian)

9. Panov, A. V., Bykovskaia, T. Yu. (2019). Sovremennye podkhody k sovershenstvovaniiu instituta platnykh meditsinskikh uslug v Rossii [Modern Approaches to the Improvement of the Institute of Paid Medical Services in Russia]. Issledovaniia i praktika v meditsine [Research’n Practical Medicine Journal]. No. 1, pp. 119–131. (In Russian)

10. Radchenko, O. R., Mirkhaidarova, L. R. (2023). Portret potrebitelia uslug negosudarstvennykh kommercheskikh meditsinskikh organizatsii, okazyvaiushchikh pediatricheskuiu ambulatorno- poliklinicheskuiu pomoshch’ [Portrait of a Services Consumer of Non-State Commercial Medical Organizations Providing Pediatric Outpatient Care]. Mediko-farmatsevticheskii zhurnal Pul’s [Medical & Pharmaceutical Journal Pulse]. Vol. 25, no. 8, pp. 21–27. (In Russian)

11. Medvedeva, O. V., Bol’shova, T. V., Chvyreva, N. V., Bol’shov, I. N. (2022). Kachestvo servisa stomatologicheskikh uslug: vzgliad potrebitelia [Quolity of Dental Service: Consumers Regard]. Sovremennye problemy zdravookhraneniia i meditsinskoi statistiki [Modern Problems of Health Care and Medical Statistics]. No. 5, pp. 645–659. (In Russian)

12. Arestova, A. A. (2022). Analiz otnosheniia patsientov k okazaniiu platnykh meditsinskikh uslug v gorodskoi poliklinike [The Analysis of Attitude of Patients to Rendering of Paid Medical Services in Municipal Polyclinic]. Problemy sotsial’noi gigieny, zdravookhraneniia i istorii meditsiny [Problems of Social Hygiene, Public Health and History of Medicine]. No. 4, pp. 564–568. (In Russian)

13. Galstian, A. G., Martirosian, V. A. (2025). Analiz rynka tsifrovoi meditsiny v Rossii i prognozy ego razvitiia [Analysis of The Digital Medicine Market in Russia and Forecasts of Its Development]. Vek kachestva [Age of Quality]. No. 1, pp. 46–75. (In Russian)

14. Elokhina, L. N. (2022). Transformatsiia modeli rynka meditsinskikh uslug v tsifrovoi ekonomike Rossii: kliuchevye problemy teoreticheskogo osmysleniia [Transformation of the Medical Services Market Model in the Russian Digital Economy: Key Problems of Theoretical Understanding]. Ekonomika i upravlenie [Economics and Management]. No. 8, pp. 802–807. (In Russian)

15. Makovetskaia, E. N., Gorokhovskii, S. P. (2025). Chastnye meditsinskie organizatsii kak sub»ekty rynka meditsinskikh uslug [Private Medical Organizations as Subjects of the Medical Services Market]. Ekonomika i biznes: teoriia i praktika [Economy and Business: Theory and Practice]. No. 4 (122), pp. 222–229. (In Russian)

16. Solonin, A. V., Belokhov, N. V., Blagikh, I. A., Maliushin, I. I. et al (2025). Tendentsii i perspektivy razvitiia rynka kommercheskikh meditsinskikh uslug [Trends and the Perspectives of Development of Market of Commercial Medical Services]. Problemy sotsial’noi gigieny, zdravookhraneniia i istorii meditsiny [Problems of Social Hygiene, Public Health and History of Medicine]. No. 1, pp. 79–84. (In Russian)

Дата поступления рукописи в редакцию: 29.08.2025

Дата принятия рукописи в печать: 25.09.2025

В последнее десятилетие отмечается значительное развитие регионального рынка медицинских услуг. Это обусловлено как реорганизацией государственной медицинской помощи, так и расширением оказания платных медицинских услуг частными компаниями [1]. Медицинская деятельность в регионе учитывает особенности, выступающие барьерами развития рынка таких услуг, — низкую плотность населения [2], большую отдаленность населенных пунктов, низкие доходы населения и недостаточный уровень информированности [3, 5]. В свете ужесточения конкуренции на рынке платных медицинских услуг все более актуальным становится применение маркетинговых инструментов для формирования стратегии развития медицинской организации [4]. На современном этапе для руководителя медицинской организации приоритетными становятся задачи не только контроля качества оказываемой медицинской помощи, прогнозирования и экономического планирования потребности в услугах, но и получения непрерывной обратной связи от потребителей для понимания имеющихся зон роста, ожиданий позиционирования, а также предъявляемых требований конкурентоспособности.

В настоящее время для совершенствования маркетинговой стратегии медицинской организации региона возможно использование комплексного подхода, включающего мониторинг современных цифровых сервисов, отражающих как деятельность компании и конкурентов (экономические и налоговые показатели, изучение цифрового портрета, анализ открытых площадок с отзывами и др.) [5, 6], так и традиционные формы мониторинга обратной связи (наблюдение, опросные методы) [7].

Наиболее доступными инструментами удаленного мониторинга социально-экономических показателей компании выступают ресурсные возможности агрегированных и консалтинговых сервисов [8], которые позволяют анализировать деятельность самой компании, планомерно изучать и проводить сравнительный анализ возможностей прямых и косвенных конкурентов, а также определять актуальные тренды рынка [9].

Для Цитирования:
Надежда Юрьевна Вяткина, Наталия Сергеевна Варушкина, Тимофей Александрович Колошенко, Алина Сергеевна Евстигнеева, Анна Игоревна Жолобова, Реалии потребительских предпочтений на рынке частных медицинских услуг региона. Международная экономика. 2025;10.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: