По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.242 DOI:10.33920/vne-04-2206-04

Развитие зеленой экономики в Швеции

Сергей Станиславович Муртузалиев студент, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова» (РЭУ им. Г. В. Плеханова), 117997, Россия, г. Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: sergeymurtuzaliev@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-1930-0615
Светлана Юрьевна Муртузалиева кандидат экономических наук, заместитель директора Высшей школы промышленной политики и предпринимательства, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» (РУДН) (117198, Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6), доцент кафедры мировой экономики, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова» (РЭУ им. Г. В. Плеханова) (117997, Россия, г. Москва, Стремянный пер., д. 36), E-mail: murtuzalieva@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-3099-120X

В последнее десятилетие значение концепции зеленой экономики возросло как в политическом, так и в экономическом контексте. Данная концепция охватывает целый ряд политических мер, направленных на снижение отрицательного воздействия экономической деятельности на экологию. Швеция является одной из наиболее амбициозных экономик, активно работающих в направлении развития зеленой экономики. Она показала странам мира, что можно сочетать экономический рост с уменьшением углеродного следа. Страна имеет наиболее всеобъемлющий углеродный налог, активно инвестирует в развитие электромобилей, 50 % ее электроэнергии поступает из возобновляемых источников. В то время как некоторые страны колеблются и отстают в своих экологических программах, реакция Швеции на пандемию COVID-19 заключалась в удвоении усилий по переходу к зеленой экономике: увеличение расходов, направленных на декарбонизацию, повышение энергоэффективности, создание зеленых технологий и охрану окружающей среды. Эко-инновации являются ключевым элементом национальной стратегии экологической политики Швеции, и страна — флагман среди стран мира в разработке новых технологий в таких областях, как биоэнергетика, «умные» электросети, экологичное строительство, переработка отходов, экологически чистый транспорт, управление водными ресурсами и солнечная энергетика. Также правительство Швеции активно субсидирует зеленую промышленность и помогает загрязняющим производствам снизить негативное влияние на окружающую среду. В качестве долгосрочной климатической цели Швеция намерена добиться нулевых выбросов в атмосферу к 2045 г. В данной статье авторы анализируют развитие зеленой экономики Швеции в экономическом и политическом спектрах.

Литература:

1. WTO official website. — Available at: https://www.wto.org/english/res_e/statis_e/daily_update_e/trade_ profiles/SE_e.pdf (accessed: 10.03.2022).

2. United Nations Framework Convention on Climate Change. — Available at: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/climate_framework_conv.shtm (accessed: 10.03.2022).

3. SME Definition — user guide 2020. Website of the European Commission. — Available at: https://ec.europa.eu/docsroom/documents/42921 (accessed: 15.03.2022).

4. Sweden: CO2 Country Profile. The Global Change Data Lab. — Available at: https://ourworldindata.org/co2/country/sweden (accessed: 15.03.2022).

5. OECD SME and Entrepreneurship Outlook 2021. OECD. — Available at: https://www.oecd.org/industry/smes/SME-Outlook-2021-Country-profiles.pdf (accessed: 15.03.2022).

6. Structural business statistics. The Statistical agency and producer. — Available at: https://www.scb.se/en/finding-statistics/statistics-by-subject-area/business-activities/structure-of-the-business-sector/structural-business-statistics (accessed: 16.03.2022).

7. Country Nuclear Power Profiles: SWEDEN (Updated 2021). IAEA. — Available at: https://cnpp.iaea.org/countryprofiles/Sweden/Sweden.htm (accessed: 20.03.2022).

8. Carbon Taxes in Europe. The Tax Foundation 2022. — Available at: https://taxfoundation.org/carbon-taxes-in-europe-2020/ (accessed: 20.03.2022).

Швеция достигла значительных успехов в развитии зеленой экономики, поддерживая свой экономический рост и одновременно работая над снижением выбросов парниковых газов в пределах границ страны. Швеция может гордиться своими успехами в вопросах, касающихся экологической эффективности, экономики и финансов, технологий и инноваций, а также социальных эффектов от реализации проектов в сфере зеленого роста. Стратегия зеленой экономики в Швеции реализовывалась на разных уровнях: формирование культуры общества, разработка и принятие стандартов производства, организации промышленности, рыболовства и сельского хозяйства, городского управления.

В 2011 г. в Швеции либерально-консервативное правительство начало работу над стратегией зеленой экономики и содействия устойчивому росту. Ключевой задачей правительства было согласование устойчивости и роста экономики. В том же году была запущена стратегия в области экологических технологий, направленная на продвижение развития инноваций в области чистых технологий внутреннего производства и экспортных отраслей. После избрания социал-демократического правительства в 2014 г. предыдущие инициативы были продолжены и добавлены новые. К ним относятся новая Климатическая стратегия и законопроект о климате, Национальная лесная стратегия, Стратегия экономики замкнутого цикла и финансовые механизмы, такие как зеленые облигации. Правительство также координирует кампанию Fossil Free Sweden, поощряя разработку дорожных карт и инициатив национального бизнеса по декарбонизации и повышению его конкурентоспособности.

Новая климатическая политика Швеции была провозглашена и принята в 2017 г. Ее основой стали сформулированные национальные цели по климату, разработан закон о климате и организован Совет по климатической политике. Совет по климатической политике — независимый научный орган, оценивающий совместимость государственной политики с национальными целями по климату и выявляющий области, которые требуют дополнительных мер.

Климатическая политика страны действует в соответствии с Рамочной конвенцией ООН об изменении климата. Швеция входит в ряд стран, которые приняли на себя особые обязательства по ограничению выбросов, а также финансового характера по помощи развивающимся странам и странам с переходной экономикой, в том числе помощь в разработке и применении экологически чистых технологий [2].

Для Цитирования:
Сергей Станиславович Муртузалиев, Светлана Юрьевна Муртузалиева, Развитие зеленой экономики в Швеции. Международная экономика. 2022;6.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: