По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 338.242 DOI:10.33920/vne-04-2206-04

Развитие зеленой экономики в Швеции

Сергей Станиславович Муртузалиев студент, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова» (РЭУ им. Г. В. Плеханова), 117997, Россия, г. Москва, Стремянный пер., д. 36, E-mail: sergeymurtuzaliev@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-1930-0615
Светлана Юрьевна Муртузалиева кандидат экономических наук, заместитель директора Высшей школы промышленной политики и предпринимательства, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов» (РУДН) (117198, Россия, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, д. 6), доцент кафедры мировой экономики, ФГБОУ ВО «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова» (РЭУ им. Г. В. Плеханова) (117997, Россия, г. Москва, Стремянный пер., д. 36), E-mail: murtuzalieva@yandex.ru, ORCID: 0000-0002-3099-120X

В последнее десятилетие значение концепции зеленой экономики возросло как в политическом, так и в экономическом контексте. Данная концепция охватывает целый ряд политических мер, направленных на снижение отрицательного воздействия экономической деятельности на экологию. Швеция является одной из наиболее амбициозных экономик, активно работающих в направлении развития зеленой экономики. Она показала странам мира, что можно сочетать экономический рост с уменьшением углеродного следа. Страна имеет наиболее всеобъемлющий углеродный налог, активно инвестирует в развитие электромобилей, 50 % ее электроэнергии поступает из возобновляемых источников. В то время как некоторые страны колеблются и отстают в своих экологических программах, реакция Швеции на пандемию COVID-19 заключалась в удвоении усилий по переходу к зеленой экономике: увеличение расходов, направленных на декарбонизацию, повышение энергоэффективности, создание зеленых технологий и охрану окружающей среды. Эко-инновации являются ключевым элементом национальной стратегии экологической политики Швеции, и страна — флагман среди стран мира в разработке новых технологий в таких областях, как биоэнергетика, «умные» электросети, экологичное строительство, переработка отходов, экологически чистый транспорт, управление водными ресурсами и солнечная энергетика. Также правительство Швеции активно субсидирует зеленую промышленность и помогает загрязняющим производствам снизить негативное влияние на окружающую среду. В качестве долгосрочной климатической цели Швеция намерена добиться нулевых выбросов в атмосферу к 2045 г. В данной статье авторы анализируют развитие зеленой экономики Швеции в экономическом и политическом спектрах.

Литература:

1. WTO official website. — Available at: https://www.wto.org/english/res_e/statis_e/daily_update_e/trade_ profiles/SE_e.pdf (accessed: 10.03.2022).

2. United Nations Framework Convention on Climate Change. — Available at: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/climate_framework_conv.shtm (accessed: 10.03.2022).

3. SME Definition — user guide 2020. Website of the European Commission. — Available at: https://ec.europa.eu/docsroom/documents/42921 (accessed: 15.03.2022).

4. Sweden: CO2 Country Profile. The Global Change Data Lab. — Available at: https://ourworldindata.org/co2/country/sweden (accessed: 15.03.2022).

5. OECD SME and Entrepreneurship Outlook 2021. OECD. — Available at: https://www.oecd.org/industry/smes/SME-Outlook-2021-Country-profiles.pdf (accessed: 15.03.2022).

6. Structural business statistics. The Statistical agency and producer. — Available at: https://www.scb.se/en/finding-statistics/statistics-by-subject-area/business-activities/structure-of-the-business-sector/structural-business-statistics (accessed: 16.03.2022).

7. Country Nuclear Power Profiles: SWEDEN (Updated 2021). IAEA. — Available at: https://cnpp.iaea.org/countryprofiles/Sweden/Sweden.htm (accessed: 20.03.2022).

8. Carbon Taxes in Europe. The Tax Foundation 2022. — Available at: https://taxfoundation.org/carbon-taxes-in-europe-2020/ (accessed: 20.03.2022).

ВВЕДЕНИЕ

Швеция достигла значительных успехов в развитии зеленой экономики, поддерживая свой экономический рост и одновременно работая над снижением выбросов парниковых газов в пределах границ страны. Швеция может гордиться своими успехами в вопросах, касающихся экологической эффективности, экономики и финансов, технологий и инноваций, а также социальных эффектов от реализации проектов в сфере зеленого роста. Стратегия зеленой экономики в Швеции реализовывалась на разных уровнях: формирование культуры общества, разработка и принятие стандартов производства, организации промышленности, рыболовства и сельского хозяйства, городского управления.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

В 2011 г. в Швеции либерально-консервативное правительство начало работу над стратегией зеленой экономики и содействия устойчивому росту. Ключевой задачей правительства было согласование устойчивости и роста экономики. В том же году была запущена стратегия в области экологических технологий, направленная на продвижение развития инноваций в области чистых технологий внутреннего производства и экспортных отраслей. После избрания социал-демократического правительства в 2014 г. предыдущие инициативы были продолжены и добавлены новые. К ним относятся новая Климатическая стратегия и законопроект о климате, Национальная лесная стратегия, Стратегия экономики замкнутого цикла и финансовые механизмы, такие как зеленые облигации. Правительство также координирует кампанию Fossil Free Sweden, поощряя разработку дорожных карт и инициатив национального бизнеса по декарбонизации и повышению его конкурентоспособности.

Новая климатическая политика Швеции была провозглашена и принята в 2017 г. Ее основой стали сформулированные национальные цели по климату, разработан закон о климате и организован Совет по климатической политике. Совет по климатической политике — независимый научный орган, оценивающий совместимость государственной политики с национальными целями по климату и выявляющий области, которые требуют дополнительных мер.

Климатическая политика страны действует в соответствии с Рамочной конвенцией ООН об изменении климата. Швеция входит в ряд стран, которые приняли на себя особые обязательства по ограничению выбросов, а также финансового характера по помощи развивающимся странам и странам с переходной экономикой, в том числе помощь в разработке и применении экологически чистых технологий [2].

РЕЗУЛЬТАТЫ

Основной целью климатической политики Швеции является сокращение выбросов:

- парниковых газов (далее — ПГ) на 40 % в 2020 г. в сравнении с 1990 г. (достигнуто);

- ПГ на 63 % в 2030 г. в сравнении с 1990 г.;

- ПГ от внутреннего транспорта минимум на 70 % в 2030 г. в сравнении с 2010 г.;

- ПГ на 75 % в 2040 г. в сравнении с 1990 г.;

- ПГ на 85 % в 2045 г. в сравнении с 1990 г., достижение углеродной нейтральности.

Таким образом, Швеция ставит перед собой цель достичь нулевого объема выбросов парниковых газов к 2045 г. Для этого правительством применяется широкий спектр мер в таких секторах, как транспорт, промышленность, энергетический сектор, утилизация отходов и сельское хозяйство. Основными инструментами климатической политики Швеции являются система платы за загрязнение окружающей среды и углеродный налог.

Углеродный налог Швеции был принят в 1991 г., но он до сих пор играет огромную роль в климатической политике Швеции, покрывая около 40 % выбросов ПГ страны. В 2020 г. он составлял 138 долл/т выбросов, что почти в 3 раза больше, чем во Франции, и в 5,75 раза больше, чем в Великобритании.

Источник [8].

Таким образом, в Швеции действует наиболее прогрессивное законодательство в области зеленой экономики. Эффективное сочетание различных мер в области регулирования политики и экономики способствует экономическому росту и укреплению устойчивости экономики в сочетании с защитой окружающей среды.

ДИСКУССИЯ

На сегодняшний день экономика Швеции считается одной из наиболее стабильных в мире. В стране используется особая, шведская модель экономики, сочетающая в себе преимущества государственного контроля, рыночные отношения, частную собственность в производстве и общественном потреблении. Она построена на принципе государства всеобщего благосостояния, характеризующегося сильной вовлеченностью государства в регулирование экономики и благополучия населения.

Экономика Швеции имеет достаточно высокие показатели ВВП и ВВП на душу населения — 537 610 млн и 52 505 долл. США соответственно. В 2020 г. она занимала 22-е место по уровню ВВП по ППС в мире. По объемам товарного экспорта и импорта страна занимает 33-е и 30-е место соответственно, а данные статистики говорят о положительном сальдо внешней торговли с небольшим перевесом в сторону экспорта. Аналогичная ситуация наблюдается во внешней торговле услугами — экспорт немного превышает импорт (на 850 млн долл. США).

Источник: составлено автором на основе данных [1].

Швеция часто занимает высокие места в различных международных рейтингах и показателях, связанных с экономикой и инновациями: рейтинг Doing Business (10-е место в 2020 г.), Global Innovation Index (2-е место в 2021 г.), Международный рейтинг конкурентоспособности (8-е место в 2019 г.). Следовательно, страна обладает комфортными условиями для развития инновационного бизнеса, который вносит большой вклад в развитие зеленой экономики, при этом успешно сохраняя свои конкурентные преимущества на мировом рынке.

Правительство Швеции давно уделяет особое внимание чистым технологиям и стремится делиться опытом и знаниями с международными партнерами. Шведское энергетическое агентство активно работает над преобразованием энергетической системы. Учитывая многолетний опыт и накопленные знания в области чистых технологий и более конкретно в области инноваций возобновляемых источников энергии, устойчивых технологий и зеленого транспорта, Швеция разработала программу для распространения знаний и инноваций на международном уровне. Программа направлена на поддержку международного роста шведских компаний в области чистых технологий путем создания трех центров в Сан-Франциско, Лондоне и Шанхае.

В отличие от других стран Европы, сектор чистых технологий Швеции состоит в основном из небольших начинающих компаний, а не из нескольких крупных. Чистые технологии — широкий спектр методов и технологий, которые способствуют минимизации негативного воздействия на окружающую среду. Сектор чистых технологий включает в себя экоиндустрию, экоэнергетику (управление энергопотреблением, возобновляемые источники энергии, экологически чистая энергия для транспорта), а также консультации и услуги по вопросам, связанным с экологией.

Критерии определения типов предприятий Швеции содержатся в таблице 3.

Источник: составлено автором на основе данных [3].

Малые и средние предприятия (далее — МСП) являются двигателем экономики Швеции. Они способствуют созданию рабочих мест и экономическому росту, а также обеспечивают социальную стабильность. МСП также стимулируют предпринимательский дух и инновации в стране, таким образом, имеют решающее значение для повышения конкурентоспособности и занятости. Учитывая их важность для экономики, МСП находятся в центре внимания политики Швеции. Страна стремится поощрять предпринимательство и улучшать бизнес-среду для малых и средних предприятий, тем самым позволяя им полностью реализовать свой потенциал в современной глобальной экономике.

Швеция применила комплексный подход в политике в области малого и среднего бизнеса в рамках инновационной политики и стратегий регионального развития. Национальная основа политики в области МСП характеризуется децентрализованной структурой принятия решений, в которой правительство устанавливает общие цели политики и распределяет гранты организациям (национальным и действующим на региональном и местном уровне), которые отвечают за их реализацию. Эта децентрализованная структура также влияет на меры, не связанные с предоставлением субсидий (например, налоги, регулирование, стимулирующие меры экономического характера, кредитные инструменты) [5].

В Швеции на долю сектора МСП приходится около 65 % занятости и 60 % добавленной стоимости, при этом уровень производительности труда МСП крайне высокий. Сам сектор МСП составляет около 99,9 % от всего количества предприятий в Швеции. По обороту лидируют крупные предприятия (40,2 %).

Источник: [6].

Большая доля нефинансовых предприятий Швеции занята в сельском хозяйстве и научных секторах экономики — 20,9 и 16,9 % соответственно. Также в научном секторе довольно высокий уровень добавленной стоимости в сравнении со многими другими отраслями (9,2 %). Но наибольший уровень добавленной стоимости и занятости среди отраслей принадлежит производственному сектору (20,8 и 17,7 % соответственно). Наибольшая доля оборота капитала соответствует сектору оптовой и розничной торговли — 31,0 %.

Источник: [6].

Таким образом, экономика Швеции ориентирована на активную инновационную деятельность, которая способствует более эффективной и экологичной работе предприятий. Особое место в экономике страны занимают предприятия МСП, которые занимаются разработкой новых методов и технологий в области чистых технологий. Экономика страны способствует развитию собственной устойчивости, благосостоянию населения и зеленому росту.

Швеция лидирует на пути к низкоуглеродному обществу. В последние годы в стране была принята рамочная программа в области энергетики и климата с амбициозными долгосрочными и промежуточными целями, включая достижение 100 %-ной доли возобновляемых источников энергии в производстве электроэнергии к 2040 г. Электроэнергетическая система Швеции, основанная на ядерной, гидроэнергетической и растущей доле ветроэнергетики, почти не использует нефть, газ, уголь.

Выбросы CO2 Швеции в атмосферу значительно снизились с 2000 г. — на 37,9 %, что говорит о крайней эффективности политики страны относительно борьбы с выбросами углекислого газа в атмосферу. Большая часть выбросов парниковых газов в Швеции приходится на транспортный сектор, который по-прежнему зависит от нефти. Правительство поставило перед собой цель сократить выбросы на транспорте на 70 % с 2010 по 2030 г. и поддерживает декарбонизацию транспорта за счет электрификации и передовых видов биотоплива. Швеция также поддерживает промышленную декарбонизацию и является родиной одного из первых крупных проектов по производству стали на основе водорода.

Рис. 1. Ежегодный выброс углекислого газа в Швеции 2000–2020 гг. Источник: [4].

Энергетическая политика Швеции отдает предпочтение технологически нейтральным мерам и рыночным механизмам с целью сокращения выбросов экономически эффективным способом. Налогообложение выбросов углерода, в частности, стало эффективным инструментом декарбонизации, и Швеция показала, что высокие экологические налоги могут сочетаться с устойчивым экономическим ростом. Поскольку электро- и теплоснабжение в значительной степени обезуглерожены, главной задачей для Швеции остается сокращение выбросов в транспортном секторе. Большая доля электроэнергии в стране поступает от гидроэлектростанций и атомной энергетики, а также от растущего вклада ветровой энергетики. Отопление обеспечивается в основном за счет централизованного теплоснабжения на основе биоэнергии.

Швеция является чистым экспортером электроэнергии. В 2019 г. общий объем производства электроэнергии в стране составил 165,6 ТВтч, в то время как потребление — 139,5 ТВтч. Большая часть производимой электроэнергии поступает от гидроэлектростанций и АЭС. В 2019 г. доля атомной и гидроэнергетики была примерно одинаковой, и они вместе составляли 78 % от общего объема производства. Остальная доля в основном приходится на традиционную тепловую энергию на основе биотоплива и энергию ветра. Доля электроэнергии, производимой за счет энергии ветра, растет — в 2019 г. на его долю приходилось 12 % от общего объема производства электроэнергии. Общее количество действующих ветряных турбин в 2019 г. составило 3976 при общей установленной мощности 8,7 ГВт (e).

Источник: [7].

Крупнейшими производителями электроэнергии в Швеции являются три коммунальные компании: Vattenfall, Juniper и Forum. Вместе эти коммунальные предприятия контролируют долю около 70 % от общего объема производства. Другими крупными производителями электроэнергии являются Starcraft и Skelleftea Kraft, контролирующие около 10 % от общего объема производства.

Анализируя эффективность энергетической политики Швеции в отношении экологизации энергетического сектора, стоит рассмотреть такой показатель, как углеродоемкость, или интенсивность, выбросов. Углеродоемкость производства энергии измеряется как количество диоксида углерода, выделяемого на единицу производства энергии. Она измеряется в килограммах CO2 на кВт-ч.

Из данных, изображенных на рисунке 2, следует, что углеродоемкость производства энергии в Швеции уменьшилась на 25,51 %. Следовательно, энергетический сектор стал гораздо более экологичным, в его сегодняшней структуре преобладают экологически нейтральные источники энергии, популярность которых растет быстрыми темпами. Например, в последние годы энергия ветра стала самым быстрорастущим источником возобновляемой энергии во всем мире, и в Швеции ее мощность растет. В 2000 г. производство в Швеции составило 0,5 ТВтч, а в 2020 г. этот показатель равнялся 27,6 ТВтч. Сегодня в Швеции насчитывается более 4000 ветряных турбин.

Рис. 2. Углеродоемкость производства энергии Швеции 2000–2020 гг. Источник: [4].

Крупнейшим источником биоэнергии в Швеции является лес. В ней больше лесов, чем в большинстве других стран, — 69 % площади суши. Биоэнергия в основном используется для отопления как в частных домах, так и в системах централизованного теплоснабжения, а также для производства электроэнергии и промышленных процессов.

Также Швеция активно занимается развитием сектора солнечной энергии. Шведское энергетическое агентство инвестирует в исследования в области солнечных энергетики, фотоэлектрики (PV) и топлива, а также предлагает инвестиционную поддержку частным, государственным и коммерческим субъектам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, к настоящему времени Швеция имеет большой наработанный опыт развития зеленой экономики. Результаты экологической политики ставят ее на первое место среди всех стран по уровню развития декарбонизации. Активная поддержка инноваций, сектора малого и среднего бизнеса, а также активное развитие законодательства в экологическом направлении определяют перспективность экологической политики Швеции, а достижение поставленных климатических целей раньше срока показывает твердость намерений страны достичь углеродной нейтральности и преобладания возобновляемых источников энергии на энергетическом рынке.

Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Финансирование. Исследование выполнено по теме «Разработка механизмов адаптации к международным стандартам зеленой экономики российских экспортных отраслей» в рамках гранта ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г. В. Плеханова».

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interests.

Financing. The study was carried out on the topic "Development of mechanisms for adaptation to international standards of the green economy of Russian export industries" within the framework of a grant from the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "PRUE named after G. V. Plekhanov".

Язык статьи:
Действия с выбранными: