По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

Развитие транспортной инфраструктуры в России и за рубежом

Кирилл Тетерятников канд. юрид. наук, генеральный директор, ООО «Группа независимых консультантов», г. Москва, ул. Петровка, д. 2

Транспорт играет важную роль в социально-экономическом развитии Российской Федерации, создавая предпосылки для роста объемов промышленного производства и расширения внутреннего и внешнего товарооборота, повышения конкурентоспособности национальной экономики и качества жизни населения.

Литература:

1. Маркс К., Энгельс Ф.Соч. — 2-еизд.— Т.26. — Ч.1. — С. 422.

2. Транспортная стратегия РФ на период до 2030 года в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 11 июня 2014 г. №1032-р.

3. Федеральный закон от 02.12.2013 №349-ФЗ «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов».

4. Федеральный закон Российской Федерации от 28 июня 2014 г. №172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».

Некоторые эксперты полагают, что в условиях международных санкций и экономической стагнации именно транспортная отрасль могла бы стать драйвером, способным придать новый импульс развитию экономики страны. Ведь транспорт ные артерии — это не только важнейшая часть единого экономического пространства России, но и возможность поддержать во время текущего кризиса темпы развития экономики за счет стимулирования потребительского спроса в российских регионах.

Об этом свидетельствует и исторический опыт, например, США в период Великой депрессии, когда за четыре года президентства Гувера в США было построено больше дорог, чем за предыдущие 30 лет с начала XX века. Именно тогда началось строительство моста Golden Gates в Сан-Франциско и гигантской плотины на реке Колорадо, а железные дороги опутали всю территорию страны.

В рамках мероприятий по преодолению негативных последствий мирового финансового кризиса 2007–2009 годов только что избранный новый Президент США Барак Обама инициировал программу модернизации инфраструктуры страны стоимостью 50 млрд долл. США, предполагавшей строительство всего лишь за шесть лет (т. е. до 2015 г. включительно) более 240 тыс. км автомобильных дорог, ремонт и прокладку около 6,5 тыс. км железнодорожных путей, что равно расстоянию от одного побережья страны до другого. Кроме того, план развития транспортной инфраструктуры США предполагал реконструкцию 150 миль (241 км) взлетно-посадочных полос.

За последние десятилетия инвестиции в транспортную инфраструктуру, например, в Китае составляли в среднем ежегодно 8–10 % ВВП, а в Индии — 6,4 %. Почему эти страны шли таким путем? Ведь последние годы мы живем в условиях кризисных явлений и замедления темпов экономического роста не только у нас в стране, но и во всем мире, и, тем не менее, объемы соответствующих инвестиций были весьма солидные не только в странах БРИКС, но и в наиболее развитых государствах Запада.

К сожалению, в России до последнего времени транспортная инфраструктура долгие годы финансировалась по остаточному принципу, инвестиции в инфраструктуру составляли в год чуть более 1 % ВВП даже в период бурного роста ВВП в докризисный период. В результате сегодня доля транспортно-логистических издержек (к ним относятся размещение заказов на поставку продукции, закупка, погрузка и складирование поступающей продукции, внутрипроизводственная транспортировка и промежуточное хранение, хранение готовой продукции, отгрузка, внешняя транспортировка и др.) в совокупном ВВП страны превышает 20 %, тогда как в ВВП Китая — 18,1, в Бразилии и Индии — в пределах 11–13, в США — 8,5, в Италии — 9,4, в Японии и Германии — 8,7 и 8,3 % соответственно, а средний мировой показатель таких издержек в 2013 году составлял 11,4 %.

Для Цитирования:
Кирилл Тетерятников, Развитие транспортной инфраструктуры в России и за рубежом. Автотранспорт: эксплуатация-обслуживание-ремонт. 2017;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: