По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 339.18 DOI:10.33920/vne-04-2308-05

Развитие трансграничной электронной торговли Китая и России в рамках инициативы «Пояс и путь»: возможности и вызовы

Юйчжу Ши аспирант кафедры мировой экономики экономического факультета, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет» (СПбГУ), Россия, 191123, г. Санкт-Петербург, ул. Чайковского, д. 62, E-mail: yuzhushi@yandex.ru, ORCID: 0009-0000-8657-4563

Данная работа посвящена изучению возможностей и перспектив российско-китайской трансграничной электронной торговли, осуществляемой в том числе в рамках инициативы «Пояс и путь». Используя SWOT-анализ и официальные данные, автор рассматривает сильные и слабые стороны процесса. Делается вывод, что нынешний рынок электронной торговли имеет огромный потенциал и уже стал новой точкой роста для экономики соседних стран. Кроме того, рассматривается вклад инициативы «Пояс и путь», содействующей улучшению логистической инфраструктуры, а также быстрое развитие интернет-технологий и онлайн-торговли в целом. Отмечается, что в нынешней сложной международной ситуации трансграничная электронная торговля между Китаем и Россией сталкивается с серьезными угрозами и вызовами, прежде всего медленным восстановлением мировой экономики после окончания пандемии коронавируса и западными санкциями против российской экономики. Среди собственных слабых сторон обоих государств автор называет несовершенные системы трансграничных платежей и кредитования, ограниченность моделей торговли на платформах, несвоевременную логистику и доставку. Таким образом, сегодня и в обозримом времени необходимо совершенствовать указанные области. Данное исследование, по мнению автора, позволит предприятиям искать и находить новые пути для собственного развития и способствовать оптимизации структуры торговли между Китаем и Россией.

Литература:

1. Подписание Китаем и Россией «Меморандума о взаимопонимании по сотрудничеству в области электронной торговли» // Министерство коммерции Китая [Электронный ресурс]. — URL: http://russian.mofcom.gov.cn/article/speechheader/201806/20180602754471.shtml (дата обращения: 08.04.2023).

2. Варфаловская, Р. А., Варфаловский, А. В. Электронное сотрудничество между РФ и КНР в период пандемии в рамках международного права // Образование и право. — 2020. — № 11. — С. 355–358. DOI: 10.24411/2076-1503-2020-11156.

3. Колесникова, Т. В., Ху, М. Развитие российско-китайских торгово-экономических отношений в условиях усиления протекционизма // Экономика устойчивого развития. — 2022. — № 3 (51). — С. 143–147. DOI: 10.3 7124/20799136_2022_3_51_143.

4. Воробьева, А. В. Экономическое сотрудничество РФ и КНР в условиях антироссийских санкций // Студенческий. — 2022. — № 14-4 (184). — С. 21–23.

5. Jiuru, Z. Influential Factors and Strategic Analysis on the Development of Cross-Border E-commerce between China and Russia under "The Belt and Road" Initiative // 2018 Chinese Control And Decision Conference (CCDC).— Shenyang, China, pp. 1521–1525. DOI: 10.1109/CCDC.2018.8407368.

6. Кашин, В.Б., Янькова, А.Д. Приграничное сотрудничество между Россией и Китаем: глубинные препятствия развития // Проблемы Дальнего Востока. — 2022. — № 4. — С. 41–55. DOI: 10.31857/S013128120021444-9.

7. Мондонен, А. Р., Очеретяная, К.Ю. Развитие электронной торговли в рамках Евразийского экономического союза // Национальный научный журнал. — 2023. — № 6. — С. 16–23. DOI 10.58447/2949-0588-2023-1-2-16-23.

8. Сводные аналитические данные // Ассоциация компаний интернет-торговли [Электронный ресурс].— URL: https://www.akit.ru/analytics/analyt-data (дата обращения: 01.04.2023).

9. Wildberries и Ozon почти выдавили AliExpress // iGuides.ru [Электронный ресурс]. — URL: https://www.iguides.ru/main/other/wildberries_i_ozon_pochti_vydavili_aliexpress/ (дата обращения: 01.04.2023).

10. China — One Belt, One Road countries along the route: the ECI cross-border e-Commerce connection index // E-services Group [Электронный ресурс]. — URL: https://www.eservicesgroup.com.cn/news/129691. html (дата обращения: 24.03.2023). 11.China Railway Express Development Report 2021 // China National Railway Group Limited [Электронный ресурс]. — URL: https://www.ndrc.gov.cn/fzggw/jgsj/kfs/sjdt/202208/t20220818_1333112_ext.html (дата обращения: 18.03.2023).

12. Доля онлайн-покупателей достигла 58% в 2022 году // Sostav [Электронный ресурс]. — URL: https:// www.sostav.ru/publication/issledovanie-58980.html (дата обращения: 10.03.2023).

13. The 50th statistical report on china’s internet development // China Internet Network Information Center [Электронный ресурс]. — URL: https://www.cnnic.com.cn/IDR/ReportDownloads/202212/P020221209344717199824.pdf (дата обращения: 16.03.2023).

14. Маркетинговые исследования рынка E-commerce // Data Insight [Электронный ресурс]. — URL: https:// datainsight.ru/filter/e-commerce (дата обращения: 02.04.2023).

1. Ministry of Commerce of China (2018). Signing by China and Russia of Memorandum of Understanding on cooperation in the field of E-commerce. — Available at: http://russian.mofcom.gov.cn/article/speechhead er/201806/20180602754471.shtml (accessed: 08.04.2023) (In Russian).

2. Varfalovskaia, R. A., Varfalovskii, A. V. (2020). Elektronnoe sotrudnichestvo mezhdu RF i KNR v period pandemii v ramkakh mezhdunarodnogo prava [Electronic cooperation between the Russian Federation and China during the Pandemic in the framework of International Law]. Obrazovanie i parvo [Education and Law]. No. 11, pp. 355–358. DOI: 10.24411/2076-1503-2020-11156 (In Russian).

3. Kolesnikova, T.V., Khu, M. (2022). Razvitie rossiisko-kitaiskikh torgovo-ekonomicheskikh otnoshenii v usloviiakh usileniia protektsionizma [Development of Russian-Chinese Trade and Economic Relations in the context of increased Protectionism]. Ekonomika ustoichivogo razvitiia [Economics of Sustainable Development]. No.3 (51), pp. 143–147. DOI: 10.37124/20799136_2022_3_51_143. (In Russian).

4. Vorob’eva, A.V. (2022). Ekonomicheskoe sotrudnichestvo RF i KNR v usloviiakh antirossiiskikh sanktsii [Economic Cooperation between Russia and China in the context of Anti-Russian Sanctions]. Studencheskii [Student]. No. 14-4 (184), pp. 21–23. (In Russian).

5. Jiuru, Z. (2018). Influential Factors and Strategic Analysis on the Development of Cross-Border E-commerce between China and Russia under "The Belt and Road" Initiative. 2018 Chinese Control And Decision Conference (CCDC). — Shenyang, China, pp. 1521–1525. DOI: 10.1109/CCDC.2018.8407368.

6. Kashin, V.B, Yankova, A.D. (2022). Prigranichnoe sotrudnichestvo mezhdu Rossiei i Kitaem: glubinnye prepiatstviia razvitiia [Cross-Border Cooperation between Russia and China: Deep Obstacles to Development]. Problemy Dal’nego Vostoka [Far Eastern Studies]. No. 4, pp. 41–55. DOI: 10.31857/S013128120021444-9 (In Russian).

7. Mondonen, A. R., Ocheretianaia, K. Iu. (2023). Razvitie elektronnoi torgovli v ramkakh Evraziiskogo ekonomicheskogo soiuza [Development of E-commerce within the framework of the Eurasian Economic Union]. Natsional’nyi nauchnyi zhurnal [National Scientific Journal]. No. 6, pp. 16–23. DOI 10.58447/2949-0588-2023-1-2-16-23 (In Russian).

8. Association of Internet Trade Companies (2023). Summary Analytics. — Available at: https://www.akit.ru/analytics/analyt-data (accessed: 01.04.2023) (In Russian).

9. iGuides.ru (2023). Wildberries and Ozon almost forced out AliExpress. — Available at: https://www.iguides.ru/main/other/wildberries_i_ozon_pochti_vydavili_aliexpress/ (accessed: 01.04.2023) (In Russian).

10. E-services Group (2021). China — One Belt, One Road countries along the route: the ECI cross-border e-Commerce connection index. — Available at: https://www.eservicesgroup.com.cn/news/129691.html (accessed: 24.03.2023).

11. China National Railway Group Limited (2022). China Railway Express Development Report 2021. — Available at: https://www.ndrc.gov.cn/fzggw/jgsj/kfs/sjdt/202208/t20220818_1333112_ext.html (accessed: 18. 03. 2023).

12. Sostav (2023). The share of online shoppers reached 58% in 2022. — Available at: https://www.sostav.ru/publication/issledovanie-58980.html (accessed: 10.03.2023).

13. China Internet Network Information Center (2022). The 50th statistical report on china’s internet development.— Available at: https://www.cnnic.com.cn/IDR/ReportDownloads/202212/P020221209344717199824.pdf (accessed: 16.03.2023).

14. Data Insight (2022). Marketing research of the E-commerce market. — Available at: https://datainsight.ru/filter/e-commerce (accessed: 02.04.2023) (In Russian).

Дата поступления рукописи в редакцию: 17.04.2023.

Дата принятия рукописи в печать: 08.07.2023.

В ходе реализации инициативы «Один пояс — один путь» стратегическое и экономическое партнерство между Китаем и Россией стремительно развивается, Россия стала крупнейшей страной по объему транзакций трансграничной электронной торговли с Китаем среди стран, расположенных на маршруте «Пояса и Пути».

Из-за специальной военной операции западные страны наложили на Россию беспрецедентные экономические санкции, с российского рынка ушли европейские и американские бренды, начался рост цен на отечественные товары, вследствие чего российские продавцы начали активно импортировать товары из Китая, Турции и других соседних стран. По данным Ozon Global, сейчас доля заказов из Китая достигает 90%, покупатели заказывают в основном электронику, бытовую технику и одежду. Чтобы привлечь китайские предприятия и решить проблемы высокой стоимости и длительного срока трансграничной логистики, Ozon откроет представительство в Китае, в которое планирует уже в 2024 г. привлечь более 100 тыс. продавцов и увеличить товарооборот в 10 раз. Также планируется построить зарубежный складской бизнес, стандартизировать логистику, улучшить своевременность и повысить качество покупок. Китай постепенно станет страной с наибольшей долей рынка трансграничной электронной торговли в России.

Приграничная торговля между Россией и Китаем начинает переходить от традиционной к электронной, что создает новые точки роста для экономического и торгового сотрудничества между двумя странами. В целях содействия развитию трансграничной электронной коммерции Россия и Китай в июне 2018 г. подписали «Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в области электронной торговли» [1], согласно которому обе страны продолжают углублять механизм сотрудничества в области электронной коммерции в рамках «Шелкового пути» и делать продвижение либерализации и упрощения процедур торговли его приоритетным направлением.

Для Цитирования:
Юйчжу Ши, Развитие трансграничной электронной торговли Китая и России в рамках инициативы «Пояс и путь»: возможности и вызовы. Международная экономика. 2023;8.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: