Дата поступления рукописи в редакцию: 17.04.2023.
Дата принятия рукописи в печать: 08.07.2023.
В ходе реализации инициативы «Один пояс — один путь» стратегическое и экономическое партнерство между Китаем и Россией стремительно развивается, Россия стала крупнейшей страной по объему транзакций трансграничной электронной торговли с Китаем среди стран, расположенных на маршруте «Пояса и Пути».
Из-за специальной военной операции западные страны наложили на Россию беспрецедентные экономические санкции, с российского рынка ушли европейские и американские бренды, начался рост цен на отечественные товары, вследствие чего российские продавцы начали активно импортировать товары из Китая, Турции и других соседних стран. По данным Ozon Global, сейчас доля заказов из Китая достигает 90%, покупатели заказывают в основном электронику, бытовую технику и одежду. Чтобы привлечь китайские предприятия и решить проблемы высокой стоимости и длительного срока трансграничной логистики, Ozon откроет представительство в Китае, в которое планирует уже в 2024 г. привлечь более 100 тыс. продавцов и увеличить товарооборот в 10 раз. Также планируется построить зарубежный складской бизнес, стандартизировать логистику, улучшить своевременность и повысить качество покупок. Китай постепенно станет страной с наибольшей долей рынка трансграничной электронной торговли в России.
Приграничная торговля между Россией и Китаем начинает переходить от традиционной к электронной, что создает новые точки роста для экономического и торгового сотрудничества между двумя странами. В целях содействия развитию трансграничной электронной коммерции Россия и Китай в июне 2018 г. подписали «Меморандум о взаимопонимании по сотрудничеству в области электронной торговли» [1], согласно которому обе страны продолжают углублять механизм сотрудничества в области электронной коммерции в рамках «Шелкового пути» и делать продвижение либерализации и упрощения процедур торговли его приоритетным направлением.