По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 631.173

Развитие современных способов диагностирования автотракторной техники

Катаев А.В. студент, ФГБОУ ВО РАГУ-МСХА им. К.А. Тимирязева, г. Москва, РФ

Рассмотрены пути достижения результатов различных способов диагностирования на разных этапах развития техники — от уровня первых тракторов и комбайнов до современных беспилотных комплексов. Для достижения цели были решены следующие задачи: рассмотрены особенности конструкции и способы определения технического состояния; представлен практический анализ способов диагностирования на разных уровнях на примере сельскохозяйственной и грузовой техники. Доказано, что, несмотря на наличие всех современных технологий, методик и инструментов для определения технического состояния, специалистам необходимо прибегать и к различным способам, в том числе и к органолептическому осмотру, который подразумевает использование только наработанного опыта.

Литература:

1. Беднарский В.В. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. — Р-н/Д: Феникс, 2007. — 448 с.

2. Катаев Ю.В., Костомахин М.Н., Петрищев Н.А. и др. Повышение уровня технического обслуживания энергонасыщенной техники // Техника и оборудование для села. — 2022. — № 4 (298). — С. 27–31. DOI: 10.33267/2072‑9642‑2022‑4‑27‑31. EDN BMPALW.

3. Катаев Ю.В., Герасимов В.С., Баулин Н.К. и др. Техническое сопровождение сельскохозяйственной техники // Технический сервис машин. — 2022. — № 2 (147). — С. 51–59. DOI: 10.22314/2618‑8287‑2022‑60‑2‑51‑59. EDN GRCAKF.

4. Набоких В.А. Диагностика электрооборудования автомобилей и тракторов. — М.: ФОРУМ; НИЦ ИНФРА, 2013. — 288 с.

5. Катаев Ю.В., Герасимов В.С., Тишанинов И.А. Использование систем бесконтактной диагностики при техническом обслуживании энергонасыщенной сельскохозяйственной техники // Технический сервис машин. — 2022. — № 2 (147). — С. 60–66. DOI: 10.22314/2618‑8287‑2022‑60‑2‑60‑66. EDN CMOALX.

6. Семейкин В.А., Дорохов А.С. Теоретические предпосылки организации процесса входного контроля качества машиностроительной продукции // Вестник ФГОУ ВПО МГАУ. — 2007. — № 2 (22). — С. 92–94.

7. Катаев Ю.В., Малыха Е.Ф. К вопросу выбора и использования современных средств технического обслуживания машин // Автотранспортная техника XXI века: Сборник статей III Международной научно-практической конференции. — 2018. — С. 45–52.

8. Боярских С.А. Антиблокировочная система ABS // Механика и машиностроение. — 2019. — 110 с.

9. Малыха Е.Ф., Катаев Ю.В. Оценка технической оснащенности аграрного производства // Экономика сельского хозяйства. — 2019. — № 6. — С. 62–68.

10. Катаев Ю.В. Анализ направлений повышения эффективности дилерской деятельности на предприятиях / Ю.В. Катаев, Е.Ф. Малыха // Наука без границ. — 2018. — № 6 (23). — С. 62–67.

11. Дорохов А.С., Петрищев Н.А., Макаркин И.М. и др. Резервы повышения производительности и надежности МТП в АПК // Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. — 2018. — № 11. — С. 34–39.

12. Катаев Ю.В., Малыха Е.Ф. Роль инженерно-технического обеспечения в сельскохозяйственном производстве // Наука без границ. — 2018. — № 8 (25). — С. 19–23. EDN OZBAXL.

13. Дорохов А.С. Роль качества в инженерно-техническом обеспечении АПК // Труды ГОСНИТИ. — 2016. — Т. 125. — С. 62–69.

Уровень технической готовности тракторов и автомобилей определяется их техническим состоянием и деятельностью транспортных и сельскохозяйственных организаций, а также надежностью их конструкции и мерами по обеспечению их работоспособности в процессе эксплуатации.

На сегодняшний день практика диагностирования располагает достаточно развернутой классификацией видов, в том числе [1–3]:

— по способу технической реализации:

• аппаратурные;

• программные;

• программно-аппаратурные;

— по расположению относительно объекта диагностирования:

• внешние;

• встроенные;

— по степени универсальности применения:

• специализированные;

• универсальные;

— по степени автоматизации и обработки информации:

• ручные;

• автоматизированные;

• автоматические;

— по форме обработки и представления информации:

• специализированные;

• аналого-цифровые;

• аналоговые;

• цифровые;

— по степени воздействия на объект диагностирования:

• активные;

• пассивные.

Такая классификация является наиболее точной и подходит большинству типов износа и для каждого узла.

При выпуске тракторов МТЗ-5, Т-100, Т-150, ДТ-74 допуски и посадки имели низкую точность, подгонка узлов и агрегатов имела довольно условный характер. В процессе эксплуатации техники увеличивались зазоры, изнашивались пары трения, менялись свойства материалов. При достижении критического износа требовался восстановительный ремонт либо замена детали, и даже после ремонта наблюдались люфт и биение. К примеру: при изготовлении плунжерных пар топливного насоса высокого давления Чугуевского завода ТА (серии НД) точность неравномерности подачи топлива по секциям не должна быть более 40 %. В противном случае меняют плунжерную пару на подходящую по группе гидроплотности, что является заниженным показателем в сравнении с двигателем Mercedes-Benz OM457LA («Евро-5»), в котором тот же параметр имеет значение 20 %.

Для Цитирования:
Катаев А.В., Развитие современных способов диагностирования автотракторной техники. Современные методы технической диагностики и неразрушающего контроля деталей и узлов. 2024;4.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: