В настоящее время трансграничная электронная торговля активно развивается и уже представляет собой отдельный вид торговли. Такой вид торговли позволяет продавцам получить доступ к новым рынкам, а покупателям — возможность приобретать товары в удобной и доступной форме по более выгодным ценам [1].
С развитием информационных технологий и повышением доступности интернета все больше людей предпочитают совершать покупки онлайн, что создает огромный потенциал для трансграничной электронной торговли. Ее динамичное развитие требует нормативного закрепления таможенного регулирования всех процессов, возникающих между продавцом и покупателем товара электронной торговли [2].
С точки зрения таможенного администрирования электронная торговля товарами охватывает международные почтовые отправления (МПО) и экспрессгрузы. Интересно заметить, что с 2019 по 2024 г. наблюдается тенденция к снижению объемов оформленных МПО и росту объемов оформленных экспрессгрузов. Если в 2019 г. доля МПО в структуре электронной торговли составляла 98 %, то в 2024 г. она снизилась до 56 %. Соответственно, аналогичная доля экспресс-грузов выросла с 2 до 44 %. Тем самым доли МПО и экспресс-грузов почти сравнялись в структуре электронной торговли товарами (рис. 1). Причем это достаточно устойчивая тенденция, скорее всего, в 2025 г. доля экспресс-грузов превысит долю МПО.
Прогноз на 2025 г. превышения доли экспресс-грузов обусловлен тем, что уже во второй половине 2024 г. она составила 60 %, а МПО — 40 %. Всего за 9 месяцев 2024 г. в России оформлено 43,1 млн МПО и 54,9 млн экспрессгрузов (98 млн отправлений). Во многом такая тенденция связана с тем, что с 01.04.2024 порог беспошлинного ввоза МПО снижен с 1000 до 200 евро (рис. 2).
Несмотря на положительную тенденцию роста объемов оформленных экспресс-грузов, с 2019 по 2024 г. наблюдается негативная тенденция к снижению объемов ввоза отправлений электронной торговли. Так, в 2024 г. объемы ввоза отправлений электронной торговли сократились почти в 3,5 раза по сравнению с 2019 г., хотя объемы экспресс-грузов в тот же период выросли в 5,2 раза. Данная тенденция связана с резким снижением объемов МПО в указанный период (в 7,7 раз), то есть рост объемов экспресс-грузов пока не способен компенсировать снижение объемов МПО (рис. 3).