Актуальность рассматриваемой проблемы определяется необходимостью повышения доступности и качества оказания медицинской помощи не только для всей когорты населения, но и для каждого отдельного пациента, перехода от лечения болезни к лечению больного, к персонифицированной медицинской помощи с учетом индивидуальных особенностей организма и комплекса рисков, влияющих на его здоровье.
Применение социологических, логистических, экспертных методов исследования позволило проанализировать организацию отечественной системы здравоохранения и современные подходы к управлению медицинской помощью на уровне системы здравоохранения и медицинских организаций.
Необходимость совершенствования форм и методов управления здравоохранением определяется целым рядом объективных причин, характеризующих изменения в подходах к системе организации медицинской помощи населению, такие как произошедшее за последние годы существенное развитие и расширение сети медицинских организаций различных организационно-правовых форм; предоставление потребителям медицинских услуг права выбора страховщика, врача и медицинской организации; рост внутренней и внешней миграции потенциальных потребителей медицинских услуг и возрастающая необходимость получения указанных услуг в иных странах, регионах и медицинских организациях.
Как показывает исследование, имеется ряд объективных факторов, определяющих отставание в развитии отрасли и препятствующих оптимизации поставленных задач. К таким факторам можно отнести следующие:
· отсутствие четкой системы клинического менеджмента на всех этапах организации и оказания медицинской помощи;
· явная недостаточность взаимодействия между различными медицинскими организациями при оказании медицинской помощи одному и тому же пациенту;
· современные подходы к стандартизации при оказании медицинской помощи, нацеленные на лечение болезни, а не больного;
· недостаточное внимание и отсутствие контроля за работой специалистов по реализации персонифицированных подходов к тактике ведения и лечения пациентов;