Казначейское сопровождение является новым механизмом, внедрение которого способствует совершенствованию системы государственного финансового контроля и, как следствие, обеспечению финансовой устойчивости государства, целевому и эффективному использованию государственных средств [4]. В рамках его действия предусмотрено открытие юридическим лицам казначейских счетов в случаях предоставления им средств из федерального бюджета на основании государственных контрактов и договоров (соглашений) о предоставлении бюджетных инвестиций и субсидий, условием которых является требование о подтверждении их целевого использования [6]. Казначейское сопровождение в значительной степени повышает прозрачность расходования средств федерального бюджета, позволяет осуществлять эффективный контроль за целевым характером их использования, что предопределяет актуальность темы исследования.
Вместе с тем вопросы развития системы казначейского сопровождения исполнения национальных проектов подлежат дальнейшему исследованию, цель которого — определить дальнейшее направление развития системы казначейского сопровождения исполнения национальных проектов.
В настоящее время исполняются 12 национальных проектов общегосударственного масштаба и значимости: «Здравоохранение», «Образование», «Сельское хозяйство», «Жилье», «Человеческий капитал», «Комфортная среда для жизни», «Экология», «Автодороги», «Цифровая экономика» и др. Общий объем расходов на реализацию национальных проектов запланирован в сумме 25,7 трлн руб., из них 13,2 трлн руб.— средства федерального бюджета, 7,5 трлн руб.— внебюджетные источники. Федеральное казначейство и его территориальные органы призваны осуществлять контроль за целевым и эффективным использованием указанных средств. Применяются новые формы контроля — казначейский мониторинг и казначейское сопровождение исполнения программных мероприятий и контрактов.
Правовые аспекты казначейского сопровождения национальных проектов определены в Указе Президента РФ от 19.07.2018 № 4441 , ст. 5 Федерального закона от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов»2 , Основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов3 , постановлении Правительства РФ от 15.04.2014 № 3224 . Теоретические основы развития казначейского сопровождения рассмотрены в трудах ученых-экономистов Р. Е. Артюхина, О.В. Бурдуновой, Н.М. Газетова, В.П. Гринева, А.Ю. Демидова и др.