Система бухгалтерского учета в государственном секторе претерпевает серьезные изменения. Министерство финансов РФ неоднократно публиковало свои планы, при этом каждый раз в них вносились корректировки. Так, программа реформирования, утвержденная в апреле 2015 года, предполагала разработку и введение 45 стандартов; внедрение новых правил учета планировалось закончить к концу 2020 года. В октябре 2017 года был опубликован второй приказ, в котором указывалось на необходимость разработки 48 стандартов. Третья программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора была утверждена приказом Минфина России от 28.02.2018 № 83, она снова отличается от предыдущих версий. Все это свидетельствует об отсутствии у регулятора четкого представления о траектории проводимых реформ. Согласно планам регулятора, реформа будет охватывать временной период с 2018-го по 2020 год. Однако, учитывая опыт реформирования бухгалтерского учета в коммерческом секторе, в столь короткий период решить поставленные задачи не удастся.
Предприятия государственного сектора заслуживают особого внимания. При накапливании различного рода социальных проблем (в области образования, здравоохранения и др.) их количество ежегодно сокращается. Если в 2000 году насчитывалось 150800 государственных предприятий, то в 2017 году этот показатель сократился до 103100. Вдвое за анализируемый период сократилась доля государственных учреждений в общем количестве российских предприятий и организаций — с 4,5 до 2,2% [5, с. 208].
Удручает степень износа основных фондов российских организаций. Если в целом по стране на конец 2017 года она составила 48,1%, в некоммерческих организациях — 44,1% [5, с. 65]. Наиболее высок этот показатель в организациях, осуществляющих добычу полезных ископаемых (76,3%), занимающихся сельским, лесным хозяйством, рыболовством и рыбоводством (66,9%), финансовой и страховой деятельностью (61,5%).
Анализ статистических данных свидетельствует о негативной динамике российских инвестиций в основной капитал. Так, в 2017 году их размер составил 15 966,8 млрд руб., что соответствует лишь 70,3% от уровня 1990 года [5, с. 186]. При этом в государственные предприятия было инвестировано 2232,3 млрд руб., в муниципальные — 374,1 млрд руб. [5, с. 87]. Наряду с абсолютным наблюдается и относительное снижение анализируемого показателя. Если в 2000 году доля инвестиций в основной капитал государственных предприятий в общем размере таких инвестиций составляла 23,9%, то в 2017 году этот показатель снизился до 14,0% [5, с. 188]. В результате стоимость основных фондов государственного сектора экономики на конец 2017 года составила 42 822,9 млрд руб., или 22% от общей стоимости основных фондов всех секторов экономики.