По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 629.1.04

Развитие систем регулирования фаз газораспределения ДВС

Совин К. Г. Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Федеральный научный агроинженерный центр ВИМ» (ФГБНУ ФНАЦ ВИМ). Е-mail: gosniti-lab4@iandex.ru
Ключевые слова:

Рассмотрены основные системы регулирования фаз газораспределения. Приведены примеры регулирования фаз газораспределения. Предложена система плавного регулирования фаз газораспределения без дроссельной заслонки.Ключевые слова: фазы газораспределения, регулирование, дроссельная заслонка, система планового регулирования.

Литература:

1. Рикардо Г. Р. Быстроходные двигатели внутреннего сгорания. — Государственное научно-техническое издательство машиностроительной литературы, 1960. — 411 с.

2. Хачиян А. С. Двигатели внутреннего сгорания / А. С. Хачиян и др. — М.: Высшая школа, 1985.

3. Росс Твег. Системы впрыска бензина. Устройство, обслуживание, ремонт: Практ. пособие. — М.: За рулем, 1998.

4. Морозов Н. Д. и др. Устройство и ремонт автомобилей: Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Высшая школа, 1972. — 304 с.

Эффективность работы ДВС главным образом определяется организацией процесса газообмена, то есть качественным и своевременным наполнением и очисткой цилиндров. Эта задача возлагается на газораспределительный механизм и зависит от фаз газораспределения — моментов и продолжительности открытого состояния впускных и выпускных клапанов. Если клапаны открыты непродолжительное время, фазы называют узкими.

При низких оборотах коленчатого вала (коленвала) объемы и скорость движения горючей смеси и отработанных газов невелики, поэтому фазы должны быть узкими, а перекрытие (время одновременного открытия впускных и выпускных клапанов) — минимальным. В этом случае свежая смесь не вытесняется в выпускной коллектор через открытый выпускной клапан и, соответственно, отработанные газы не попадают во впускной. Если же «расширить» фазы на низких оборотах, отработанные газы смешаются с рабочей смесью, снизив тем самым ее качество и вызвав падение мощности и неустойчивую работу двигателя.

С ростом оборотов пропорционально увеличиваются объемы и скорость движения перекачиваемой смеси и отработанных газов в единицу времени, поэтому необходимы «широкие» фазы и большее время перекрытия для лучшей продувки цилиндров. Продувка — вытеснение выхлопных газов из цилиндра движущейся с большой скоростью топливовоздушной смесью.

Ширина фаз определяется формой кулачков распределительного вала. Чем больше высота кулачка — тем выше высота подъема клапана. Чем «тупее» его конец — тем больше время максимального подъема клапана. Таким образом, подбирая форму кулачков, конструкторы могут настроить двигатель на работу только в определенном диапазоне оборотов. При проектировании обычного дорожного автомобиля разрабатывается усредненный распредвал для компромиссного баланса между мощностью и экономичностью. При отклонении от этого диапазона в сторону как уменьшения, так и в увеличения эффективность ДВС будет снижаться. Например, «узкофазный» мотор не позволит развить высокую мощность, а «широкофазный» будет неустойчиво работать на малых оборотах, что вынудит увеличивать частоту оборотов холостого хода. Следовательно, идеальным решением было бы изменять ширину фаз в зависимости от оборотов двигателя. Так появились системы регулирования фаз газораспределения. Для технической реализации идеи регулирования фаз было создано множество конструкций. Для их описания потребуется не одна страница. Поэтому ознакомимся с устройством только нескольких — как простых, проверенных временем систем, так и самых современных.

Для Цитирования:
Совин К. Г., Развитие систем регулирования фаз газораспределения ДВС. Сельскохозяйственная техника: обслуживание и ремонт. 2018;5.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: