Проблемы устойчивого функционирования и развития рынка овощной продукции всегда находились в центре внимания экономистов и специалистов агропромышленного комплекса. Особенно остро проблема обеспечения страны и ее регионов овощами встала в период пандемии коронавируса, так как из-за закрытия границ были нарушены многие хозяйственные связи как внутри самих регионов, так и между странами, что было связано с запретом на поставки продовольствия с целью создания барьеров для распространения инфекции.
Вышеперечисленное подчеркивает актуальность настоящего исследования.
Овощеводству принадлежит приоритетная роль в удовлетворении потребностей населения в свежих овощах, так как овощи выступают источником природных витаминов, антиоксидантов, незаменимых аминокислот и других биологически активных веществ и оказывают непосредственное влияние на здоровье человека.
Краснодарский край является одним из крупных поставщиков овощей на агропродовольственный рынок страны, занимая 3-е место по объемам их производства после Астраханской и Волгоградской областей. Особенно актуальным в условиях реализации политики импортозамещения является замещение в сегменте свежих овощей, выращенных в условиях защищенного грунта.
Рынок овощной продукции является многоуровневой системой, состоящей из множества сегментов, которые организационно, технологически и экономически связаны между собой. Цель функционирования и развития овощного рынка одна — стабильное, непрерывное обеспечение населения качественными овощами по доступной различным слоям населения цене. Эта система включает в себя производство, оптовую торговлю, перерабатывающую овощеконсервную промышленность, розничную торговлю (рис. 1).
В зависимости от того, как скоординированы между собой подсистемы овощного рынка, и зависит эффективность его функционирования, а также достижение его цели.
Производители овощей и их потребители постоянно взаимодействуют между собой посредством системы товародвижения продукциии, которая включает в себя подсистемы хранения, транспортировки и тароупаковки.