Проблема импортозамещения для России далеко не нова. Она была отражена в документах и положениях, включающих в себя 7 указов Президента РФ и около 200 федеральных законов. Одновременно актуальность данной проблемы в настоящее время вызвана повышенным вниманием прежде всего американских транснациональных корпораций к захвату новых рынков с использованием при этом приемов недобросовестной конкуренции.
102 финансовых и технологических ограничения, введенных Западом против России, сделали неотложным решение со временем назревшей проблемы импортозамещения.
Недопустимо большая зависимость России от импорта и экспорта углеводородов ставит под удар национальную безопасность России.
Следует подчеркнуть, что, когда сельское хозяйство находится в агрессивной макроэкономической среде, для обеспечения импортозамещения на агропродовольственном рынке требуются особыe программы и дополнительные усилия. Отечественный АПК самодостаточен при паритетных межотраслевых отношениях и обеспечении ему равных с другими отраслями экономических условий функционирования [1, c. 131–4].
Практически все отрасли российской экономики в большей или меньшей степени являются импортозависимыми, что наглядно проиллюстрировано в таблице.
Из указанной таблицы видно, что в наиболее сложном состоянии находятся легкая промышленность и машинное производство. Эти отрасли вряд ли удастся в короткие сроки «поднять с колен», во всяком случае, без значительных вложений государства в разработку и реализацию мер, направленных на поддержку анализируемых сфер производства. Что же касается иных сфер отечественной промышленности, то неожиданный положительный экономический эффект на развитие отечественной пищевой промышленности и производство сельскохозяйственной продукции в условиях санкций, как ни странно, оказали введенные со стороны Российской Федерации контрсанкции, коснувшиеся запрета на ввоз широкой продуктовой линейки продовольственных товаров, изготовленных в странах, присоединившихся к санкциям.