По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 621.86

Развитие проектирования зубчатых механизмов с самоторможением

Каргин П. А. канд. техн. наук, Донской государственный технический университет, г. Ростов-на-Дону

В обзоре рассмотрены самотормозящиеся механизмы, звенья которых свободно приводятся в движение предназначенным для этого входным звеном и автоматически затормаживаются при попытке приведения в движение со стороны выходного звена.

Литература:

1. Турпаев А. И. Самотормозящиеся механизмы. — М.: Машиностроение, 1976. — 208 с.

2. Решетов Л. Н. Определение КПД планетарных механизмов // Тр. МВТУ. — 1940. — Вып. 59/3. — С. 30–38.

3. Решетов Л. Н. Трение в зубцах с эвольвентным зацеплением // Тр. семинара по теории механизмов и машин. — М.: Изд-во АН СССР, 1947. — Т. 1. — Вып. 2. — С. 15–21.

4. Мюнстер М. С., Царев Г. В. Самотормозящиеся и заклинивающиеся цилиндрические зубчатые передачи // Тр. Ташкентского политехнического института. — 1968. — Вып. № 30. — С. 3–6.

5. Панюхин В. И. Условия самоторможения в зацеплениях механических передач // Изв. вузов. Машиностроение. — 1979. — № 11. — С. 34–37.

6. Вулгаков Э. Б. Теория эвольвентных зубчатых передач. — М.: Машиностроение, 1995. — 320 с.

7. Тимофеев Г. А., Панюхин В. В. Анализ критериев самоторможения // Вестник машиностроения. — 2002. — № 9. — С.3–8.

8. Артоболевский И. И. Теория механизмов и машин. — М.: Высшая школа, 1965. — 367 с.

9. Kargin P. A. Transition curve of involute gear teeth with asymmetrik profi les // Russian Engineering Research. — 2011. — V. 31. — № 3. — Р. 200–202.

10. Фролов Л. В., Попов С. А., Мусатов А. К. и др. Теория механизмов и машин: Учебник для втузов / Под ред. Фролова К. В. — М.: Высшая школа, 1987. — 496 с.

11. Исхаков Т. Г. Самоторможение в зубчатых механизмах // Тр. Казанского авиационного ин-та им. А. Н. Туполева. — 1969. — Вып. 105. — С. 3–15.

12. Артоболевский И. И. Теория механизмов и машин. — М.: Наука, 1975. — 638 с.

13. Тарг С. М. Краткий курс теоретической механики. — М.: Высшая школа, 2002. — 416 с.

14. Гавриленко В. А. Зубчатые передачи в машиностроении. — М.: Машиностроение, 1962. — 531 с.

15. Каргин П. А. КПД и потери мощности эвольвентного зацепления // Вестник машиностроения. — 2012. — № 7. — С. 10–12.

16. Каргин П. А. Исследование динамических свойств привода с самоторможением для грузоподъемных машин // Вестник машиностроения. — 2013. — № 8. — С. 16–21.

17. Bottcher S., Sierig G. Selbsthemmung an Zahnradgetrieben // Konstruction. — 1969. — Bd. 21. — № 11. — S. 421–427.

18. Крагельский И. В., Виноградова И. Э. Коэффициенты трения. — М.: Машиностроение, 1955. — 188 с.

19. Панюхин В. И. Самотормозящиеся зубчатые передачи // Вестник машиностроения. — 1979. — № 2. — С. 22–24.

20. Патент РФ № 804953 МПК F16H 1/18.

21. Тимофеев Г. А., Панюхин В. В. Эвольвентные самотормозящиеся передачи равносмещенного зацепления. Элементы и устройства робототехнических систем: Межвузовский сборник. — М.: ГИЭИ, 1988. — С. 89–92.

22. Патент РФ № 1479765 МПК F16H 1/18.

23. Каргин П. А. Синтез новой схемы самотормозящегося зубчатого привода // Изв. вузов. Сев.-Кав. регион. Техн. науки. — 2006. — № 1. — С. 96–97.

24. Каргин П. А. Проектирование и испытание самотормозящейся зубчатой передачи // Вестник машиностроения. — 2008. — № 12. — С. 3–6.

25. Кожевников С. Н. Теория механизмов и машин. — М.: Машиностроение, 1969. — 583 с.

26. Kapelevich A. L., Taye E. Self-locking gears: design and potential applications // American Gear Manufacturers Association. — 2010. — October. — Р. 2–8.

27. Каргин П. А. Самотормозящийся привод с высоким КПД для грузоподъемных машин // Вестник машиностроения. — 2011. — № 5. — С. 42–44.

Простейшими и самыми распространенными самотормозящимися механизмами являются: храповой механизм; наклонная плоскость; червячный, винтовой и клиновой механизмы [1]. Они просты, хорошо изучены, их эксплуатация не вызывает затруднений. Однако они имеют существенные недостатки: низкие надежность и долговечность их элементов, низкий КПД прямого хода и др. Поэтому продолжается поиск новых конструкций самотормозящихся механизмов с улучшенными динамическими и эксплуатационными характеристиками.

В последние десятилетия ХХ века ученых и конструкторов заинтересовала возможность проектирования цилиндрических зубчатых передач как самотормозящихся. Такие передачи чрезвычайно распространены в современной технике, например, в редукторах, коробках скоростей, различных подъемниках, лифтах, лебедках и других зубчатых приводах. Они имеют высокий КПД, оси их колес параллельны, что облегчает компоновку привода и машины. Для них разработаны расчеты на прочность и технологии изготовления, которые не требуют дорогого оборудования и инструмента. Данные передачи обеспечивают практически любые скорости движения и различные передаточные отношения.

Одними из первых значимых работ, посвященных анализу зависимостей силовых параметров в цилиндрической зубчатой паре, были статьи Решетова Л. Н. [2, 3], в которых он рассматривал потери мощности и КПД зубчатой передачи с учетом только сил трения между зубьями взаимодействующих колес.

Позже, используя полученные Решетовым Л. Н. зависимости (в частности, понятие полюса давления), авторы работы [4] определили условия, при которых КПД эвольвентной зубчатой передачи становится отрицательным, что считалось признаком наступления режима самоторможения передачи. В промежуточном положении зубьев при угле зацепления αw = 68 град. и коэффициенте трения между зубьями f = 0,4 при ведущей шестерне в передаче, выполненной как заполюсная, расчетный мгновенный КПД составил 0,73. Передача была выполнена в металле как сдвоенная, с двумя зубчатыми венцами на каждом валу, чтобы обеспечить необходимый коэффициент перекрытия больше 1. Результаты экспериментальных исследований данной передачи в работе не приведены.

Для Цитирования:
Каргин П. А., Развитие проектирования зубчатых механизмов с самоторможением. Конструкторское Бюро. 2016;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: