Введение. В соответствии с задачей, поставленной Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию 15 января 2020 года, все учащиеся начальных классов (1–4) должны быть обеспечены не реже одного раза в день бесплатным горячим питанием.
Министерством просвещения Российской Федерации проведена организационная работа для того, чтобы с 2020/21 учебного года нормы, закрепляющие обеспечение всех обучающихся младших классов бесплатным горячим питанием, распространялись на все регионы страны. Бесплатное горячее питание (за счет государственного бюджета) в настоящее время получают 99,8 процента учеников начальных классов российских школ, что составляет 7,6 млн обучающихся. Для контроля обоснованности расходов в части предоставления школьникам физиологически полноценного питания, отвечающего потребностям растущего детского организма, Министерством просвещения Российской Федерации ведется постоянный мониторинг питания учащихся начальных классов в течение учебного года [1].
Мониторинг представляет собой механизм сравнения прогнозируемого процесса организации питания обучающихся с его фактическим положением и является составной частью государственной системы управления питанием детей начальной школы в Российской Федерации [2]. Мониторинг — система постоянного наблюдения за явлениями и процессами, проходящими в организации горячего питания обучающихся начальной школы, результаты которого служат для обоснования управленческих решений по обеспечению безопасности питающихся. В рамках системы наблюдения происходит оценка, контроль объекта, управление состоянием объекта в зависимости от воздействия определенных факторов.
Мониторинг (от лат. monitor — предостерегающий) — метод исследования объекта, предполагающий его отслеживание и контролирование его деятельности (функционирования) с целью прогнозирования последней.
Официальный старт мониторинга был осуществлен в соответствии с письмом № 1158 от 19 мая 2021 года [3]. Контроль фактического питания обучающихся на соответствие действующим нормативам питания [4] невозможно было бы осуществить без использования современных компьютерных систем.