По всем вопросам звоните:

+7 495 274-22-22

УДК: 340.5

Развитие правового регулирования права на образование в законодательстве Российской Федерации

О.Л. Шабалина д-р пед. наук, профессор кафедры педагогики и образовательных систем, Марийский государственный университет
Н.И. Петренко д-р юрид. наук, профессор, заведующий кафедрой теории и истории государства и права, Чебоксарский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации

Рассматриваются общие положения и отдельные аспекты правового регулирования реализации права на образование в законодательстве Российской Федерации. Исходя из природы права на образование, исследованы такие критерии его реализации, как язык обучения, общедоступность различных уровней образования, финансовое обеспечение негосударственных образовательных учреждений. Проведен диахронный анализ отечественного законодательства.

Литература:

1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. — № 31. — Ст. 4398.

2. О государственном языке Российской Федерации: ФЗ от 01.06.2005 № 53ФЗ // Парламентская газета. — 2005. — № 100.

3. Об образовании: закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 // Собр. законодательства РФ. — 1996. — № 3. — Ст. 150.

4. Об образовании в Российской Федерации: ФЗ от 29.12.2012 № 273-ФЗ // Рос. газ. — 2012. — № 303.

5. Целищев С.Ю., Шабалин Г.Ю. Право на образование в современном отечественном законодательстве // Педагогическое образование и профессиональное обучение: инновации, тенденции, перспективы: материалы науч.-практ. конф. (15–16 марта 2016 г.) / Институт педагогики и психологии. Йошкар-Ола, 2016.

В силу своей конституционной природы право на образование нуждается в четком закреплении всех его аспектов в конкретизирующих Конституцию актах. Можно сказать, что в Российской Федерации право на образование не образует отдельную отрасль права ввиду своей некодифицированности, однако задача конкретизации конституционных положений возложена на отдельный федеральный законодательный акт, посвященный сфере образовательных правоотношений. Таким актом выступает Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, пришедший на смену Закону Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1. Представляется значимым провести анализ норм старого и нового законов на предмет закрепления положений о праве на образование.

Закон 1992 г. в качестве субъектов-носителей права на образование рассматривал граждан Российской Федерации. Однако Федеральный закон 2012 г. говорит о праве каждого человека. Такой подход представляется более конституционным («Каждый имеет право на образование» — ч. 1 ст. 43 Конституции Российской Федерации), и в то же время более рациональным, так как получение образования, как реализация соответствующего права, может наступать до приобретения гражданства. Например, иностранные граждане, лица без гражданства не лишены права получать образование в Российской Федерации в соответствии со специальным правовым регулированием.

Реализация права на образование должна осуществляться вне зависимости от таких обстоятельств, как пол, возраст, состояние здоровья и даже наличие судимости, а также иных не имеющих прямого отношения к деловым и учебным качествам обучающегося обстоятельств. Закон 1992 г. содержал правило, запрещавшее вводить ограничения прав граждан на профессиональное образование по таким признакам иначе как через федеральный закон (абз. 2 ч. 1 ст. 5 Закона 3266-1). Новый закон аналогичной нормы не содержит, что делает возможным издание подзаконных актов, ограничивающих в образовательных правах те или иные категории граждан. Однако такая конструкция не является дискриминационной.

Для Цитирования:
О.Л. Шабалина, Н.И. Петренко, Развитие правового регулирования права на образование в законодательстве Российской Федерации. Юрист ВУЗа. 2019;2.
Полная версия статьи доступна подписчикам журнала
Язык статьи:
Действия с выбранными: