В силу своей конституционной природы право на образование нуждается в четком закреплении всех его аспектов в конкретизирующих Конституцию актах. Можно сказать, что в Российской Федерации право на образование не образует отдельную отрасль права ввиду своей некодифицированности, однако задача конкретизации конституционных положений возложена на отдельный федеральный законодательный акт, посвященный сфере образовательных правоотношений. Таким актом выступает Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ, пришедший на смену Закону Российской Федерации «Об образовании» от 10.07.1992 № 3266-1. Представляется значимым провести анализ норм старого и нового законов на предмет закрепления положений о праве на образование.
Закон 1992 г. в качестве субъектов-носителей права на образование рассматривал граждан Российской Федерации. Однако Федеральный закон 2012 г. говорит о праве каждого человека. Такой подход представляется более конституционным («Каждый имеет право на образование» — ч. 1 ст. 43 Конституции Российской Федерации), и в то же время более рациональным, так как получение образования, как реализация соответствующего права, может наступать до приобретения гражданства. Например, иностранные граждане, лица без гражданства не лишены права получать образование в Российской Федерации в соответствии со специальным правовым регулированием.
Реализация права на образование должна осуществляться вне зависимости от таких обстоятельств, как пол, возраст, состояние здоровья и даже наличие судимости, а также иных не имеющих прямого отношения к деловым и учебным качествам обучающегося обстоятельств. Закон 1992 г. содержал правило, запрещавшее вводить ограничения прав граждан на профессиональное образование по таким признакам иначе как через федеральный закон (абз. 2 ч. 1 ст. 5 Закона 3266-1). Новый закон аналогичной нормы не содержит, что делает возможным издание подзаконных актов, ограничивающих в образовательных правах те или иные категории граждан. Однако такая конструкция не является дискриминационной.