Статья поступила 02.02.2025 г. Статья одобрена к публикации 13.05.2025 г.
В последние десятилетия происходит бурное развитие и внедрение цифровых систем во все сферы экономики. Непрерывное и постоянно ускоряющееся развитие технологий и экономики в целом заставляет руководителей современных компаний совершенствовать традиционные и искать новые более эффективные управленческие решения [4], развивать существующие и предлагать инновационные технологические и цифровые системы для успешного продвижения своего бизнеса.
Развитию бизнеса способствуют разнообразные вспомогательные сети, которые объединяют производителей и потребителей. В середине прошлого столетия крупнейшие американские и европейские автомобильные корпорации создавали сети по продаже и техническому обслуживанию своей продукции. Эти сети предлагали владельцам автомобилей выгодные и комфортные условия, благодаря чему последние сохраняли лояльность одному производителю и поставщику продукции. Подобная практика была также принята производителями сельскохозяйственной и бытовой техники.
Данные сети явились предшественниками современных бизнес-экосистем. Термин «бизнес-экосистема» появился значительно позже, его предложил Дж.Ф. Мур. Термин восходит к известной задаче «хищник-жертва», заложившей в 20-е годы ХХ века начала математической биологии. Дж.Ф. Мур собственно обратился не к самому содержанию этой задачи, он лишь использовал ставшую общепринятой терминологию. В его интерпретации бизнес-экосистема — это сеть, в которой тесно взаимодействуют производители, поставщики и потребители. Он также определил стратегию и этапы развития каждой компании: появление (рождение), расширение (экспансия), лидерство и обновление. Создание и использование компаниями бизнес экосистем повышают их потенциал, увеличивают скорость принятия решений и возможности реализации своего лидерства. В качестве примера он рассмотрел деятельность фирмы IBM, которая в определённый этап своего развития добилась господствующего положения в производстве персональных компьютеров и захватила до 80% рынка в США. Дж. Ф. Мур подробно проанализировал неудачные управленческие решения руководства фирмы IBM, которые привели к утрате лидерских позиций.